По маршруту талибов

"В 1995 году появился на свет проект прокладки нефте- и газопроводов из Туркменистана в Пакистан, — продолжает Зиммель. — Проект сулил его участникам баснословные прибыли. Однако его осуществлению препятствовала нестабильность в тех районах Афганистана, через которые должны были пройти трубопроводы. Именно по их запроектированным трассам и шли отряды талибов, предваряя большое строительство. Вот и нынешние внутренние афганские разборки похожи на своеобразный конкурс, одна из целей которого — приобщение к строительству газо- и нефтепроводов, сулящему большие политические и материальные выгоды".

Идея строительства нефтяных и газовых магистралей из Средней Азии и северного Афганистана к пакистанским портам и, возможно, в Индию родилась в начале 1990-х годов у руководства американской нефтяной компании Chevron, которая первой начала осваивать энергетические богатства региона, подписав с правительством Казахстана договор на освоение гигантского месторождения "Тенгиз" у северо-восточного побережья Каспия. Идея понравилась руководству Пакистана и Саудовской Аравии, предпочитающей экспорт энергоресурсов из конкурентного региона на юг и восток их экспорту к своим рынкам сбыта на запад. Интерес к ней проявило и политическое руководство США. Но нужно было прекратить гражданскую войну в Афганистане. Для этого Исламабадом, Эр-Риядом и Вашингтоном из студентов пакистанских медресе было создано движение "Талибан", которое железной рукой установило на большей части страны "исламский порядок".

После захвата талибами Кабула в сентябре 1996 года идея трансазиатской энергетической магистрали стала обретать реальные черты. Появилось техникоэкономическое обоснование проекта и начались переговоры руководства талибов с представителями Госдепартамента США на предмет дипломатического признания, которые вел арестованный ныне посол талибов в Пакистане и которые осенью 1997 года вышли на уровень заместителя госсекретаря Мадлен Олбрайт. И хотя Афганистан являл собой главный источник тяжелых наркотиков и был буквально нафарширован террористическими базами и лагерями, это не смущало официальный Вашингтон.

Все шло к признанию Америкой теократического террористического режима, уже узаконенного Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Но взрывы американских посольств в Кении и Танзании в августе 1998 года и ответные бомбардировки лагерей террористов в Афганистане все опрокинули. Пока остается тайной, кто стоял за этими террористическими атаками, как не доказана и причастность к ним Усамы бин Ладена. Бесспорным является лишь то, что эти взрывы сорвали грандиозное экономическое и геополитическое предприятие.

Рождение магистрали

Ныне к этому замыслу вернулись вновь. Вот сообщение, датируемое 8 февраля: "В Исламабаде состоялась встреча временного главы правительства Афганистана Хамида Карзая с главой Пакистана Первезом Мушаррафом. Лидеры двух стран обсуждали проект прокладки трубопровода, который должен соединить богатые нефтью и газом районы северного Афганистана с Пакистаном, а в перспективе, возможно, и с Индией. Проект стоимостью 2 млрд. долларов не мог быть реализован из-за нестабильности в Афганистане. На встрече в Исламабаде генерал Мушарраф заверил Хамида Карзая в своей полной поддержке, заявив, что "установление мира и стабильности в соседнем Афганистане отвечает интересам Пакистана". Пакистан был одной из главных опор режима талибов. Однако Карзай подчеркнул, что "все разногласия между двумя странами остались в прошлом".

За эти богатые нефтью и газом районы ведут борьбу войска заместителя министра обороны временного правительства Афганистана узбекского генерала Абдурашида Дустума с вооруженными формированиями таджиков, за которыми стоит министр обороны того же правительства Мохаммад Факим. Генерал Дустум, контролирующий сейчас большую часть богатой природными ресурсами территории Афганистана, хочет добиться автономии и рассчитывает на помощь Турции и Узбекистана, с которыми у него давние связи. Правительство же Карзая зависит от вооруженного таджикского кулака, ориентированного на Таджикистан и Россию.

В ситуацию активно вмешиваются США, которые создают в регионе военные базы и укрепляют связи с Узбекистаном. Свидетельством тому является недавний визит Ислама Каримова за океан, во время которого узбекский президент получил гарантии целостности и безопасности своей страны, кредиты Всемирного Банка на сумму до 300 млн. долларов, обещание помощи в решении проблем Аральского моря и возможность заработать на американских военных базах до 8 млрд. долларов в ближайшие двадцать лет.

В Брюсселе обсуждается секретный проект "Виртуальная шелковая магистраль", нацеленный на создание высокоэффективной информационной магистрали на основе широкого применения спутниковых технологий, которая соединит страны Закавказья и Центральной Азии, включая Афганистан, с мировыми сетями Интернета. Стоимость проекта 2,5 млн. долларов. Оплачивает проект НАТО.

А Саудовская Аравия выделила на разработку нефтяных и газовых месторождений Афганистана 500 млн. долларов, в коих нуждаются местные военная и племенная верхушки. Удастся ли согласовать глобальные, региональные и местнические интересы вокруг энергетической магистрали или этот источник благополучия станет еще одним яблоком раздора в афганских делах — покажет время. Но один неожиданный результат уже есть.

Примкнувший Джумма

Десять лет Исламское движение Узбекистана, ведомое Джуммой Намангани, представляло главную угрозу правлению Ислама Каримова. Его боевики не раз вторгались в Узбекистан с территории Таджикистана и Афганистана с целью развязать партизанскую войну против "коррумпированного проамериканского" режима. В начале антитеррористической операции в Афганистане Намангани направил письмо президенту Таджикистана Имомали Рахмонову с просьбой пропустить его воинство в Узбекистан к разместившимся там американским базам, чтобы "показать янки кузькину мать". А вскоре пришло сообщение о гибели Намангани.

Так ли это — точно сказать трудно. Однако известно, что часть бойцов и командиров Исламского корпуса Намангани (в основном, узбеки) перешла на сторону генерала Дустума, а прочие погибли или оказались в плену, где подняли мятеж, подавленный войсками Дустума при поддержке американцев. Объяснить случившееся можно только одним. Очевидно, перебежчиков подкупили или им предложили долю в намечающемся энергетическом проекте. За эту долю и контроль за нефтегазоносными площадями они воюют вместе с американцами и войсками генерала Дустума против таджиков. Возникает вопрос: кто это сделал? Американцы, желающие таким путем умиротворить "воинов Аллаха" и обезопасить себя от их атак, или их бывшие спонсоры — саудовцы, коим гвардия "Аль-Каиды" нужна для иных задач? А может, им приказал сам Усама бин Ладен, стратегию которого составляет мимикрия и проникновение в сферу большого бизнеса? Но как бы то ни было, участие американских войск и саудовских денег в этом деле указывает на некий американосаудовский альянс, который сложился в Афганистане во время советской интервенции, существовал в 1990-е годы и вот проявился вновь.

Не исключено, что в деле участвует сам Намангани, слухи о смерти которого сильно преувеличены. Информацию о его гибели предоставил генерал Дустум. И хотя ее подтвердил командующий американскими войсками в Афганистане генерал Томми Фрэнкс, никем из независимых источников она не удостоверена. Восток — дело тонкое. И если уж американский спецназ стал союзником гвардейцев "Аль-Каиды", то почему бы не воскреснуть убитому в боях с ними Джумме, если вдруг кому-то это понадобится? Ведь дивиденды от этого предприятия могут пойти не только на счета американских и исламских банков, но и на "святое" дело джихада!

Три круга и поводок

Сделаем выводы. Поставки нефти из зоны Персидского залива, потоки нефтедолларов в американские банки, массированные закупки оружия и американские военные базы в Саудовской Аравии, Бахрейне, Кувейте и других местах заложили фундамент американо-арабского стратегического альянса. Между финансовой и политической элитой США и правящими в арабских странах режимами установились тесные теневые связи, вследствие чего в Америке резко возросло влияние арабской нефтяной и плутократической олигархии — прежде всего Саудовской Аравии.

В то же время в мире сложилось сообщество спонсирующих религиозный экстремизм исламских банковских, коммерческих и гуманитарных структур, пустивших глубокие корни на Западе. Их владельцами и спонсорами являются представители правящих режимов Аравийского полуострова, Персидского залива, Северной Африки и приближенные к ним лица, включая членов семейства бин Ладенов. И, наконец, существуют экстремистские движения и террористические организации, связанные с первыми и со вторыми.

Эти три круга сопряжены. Не случайно 15 из 19 угонщиков американских "боингов" были выходцами из богатых саудовских семей с деловыми связями на Западе. Да и члены клана бен Ладенов, ведущие там крупный бизнес, вовсе не отреклись от своего "заблудшего" родственника, что доказывает интервью, данное на днях братом бин Ладена телекомпании CNN. Это опасное сопряжение. До событий 11 сентября американское руководство предпочитало его не замечать. Не замечает и теперь.

Потому что это выгодно — не замечать и невыгодно — замечать. Ведь в случае чего богатые нефтью арабские страны могут лишить США нефти, нефтедолларов, главного рынка сбыта оружия и очень важных военных баз. В 1970-е годы, когда за океан еще не текли реки нефтедолларов, главным покупателем американского оружия был Иран, а США не имели военных баз на Аравийском полуострове и возле, одного нефтяного эмбарго хватило, чтобы поставить весь Запад на грань экономической катастрофы.

Если сейчас возникнет серьезный конфликт арабского мира с Америкой, то последствия для сверхдержавы будут куда более разрушительными, и никакой ядерной войной Вашингтон эту ситуацию не разрешит. Поэтому ни один американский президент, ни одна партия или конгресс любого состава никогда не поставят это на карту. А посему не Америка диктует волю арабам (как это принято считать), а арабские союзники держат Америку на длинном поводке.

И если арабо-американское сотрудничество будет развиваться столь же "успешно", как в минувшие двадцать лет, а в политике Вашингтона — превалировать фигуры умолчания и двойные стандарты, то этот поводок с каждым годом будет становиться короче, что не сулит ничего хорошего ни Америке, ни всему миру.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !