Бывший министр иностранных дел Латвии, один из авторов Декларации независимости Валдис Биркавс в интервью в эфире радио MIX FM 102.7 ответил на вопросы читателей и радиослушателей.
Я бы хотела поинтересоваться насчет образования. После 2004 года планируется перейти на обучение в русских школах на латышский язык. Если русский язык — негосударственный, то это язык национальных меньшинств. Почему тогда русскоязычные дети не могут получить образование как национальные меньшинства на родном языке? Как это сочетается с декларацией независимости?
Стелла

- С декларацией независимости это сочетается таким образом. В самом начале мы чувствовали угрозу латышскому языку и, может быть, не слишком много думали о том, как будет развиваться русский язык в Латвии.

Что касается 2004 года, то проблема не в детях и не в их способностях обучаться тому или иному языку, а в том, что к этому году нам будет резко не хватать учителей. Если нельзя этот закон внедрить таким образом, чтобы никто не пострадал, тогда придется его принятие отложить. Нужны крупные капиталовложения в обучение учителей. Что же касается возможности обучения на русском языке в негосударственных школах, то, я думаю, это уже переносится на несколько лет вперед.

- Почему же так изменили до неузнаваемости эту 8 статью? Почему же Биркавс молчал, когда статью редактировали? Почему отцы-основатели так резко поменяли цвет? Pterodactyl

- Вся деятельность моей партии была направлена на достижение возможного в условиях жесткой критики. Нас даже сначала называли не Latvijas cels, а "Псковское Шоссе", так как считали, что мы слишком либеральны. Мало кто знает, что программу по интеграции общества начал LC. В 1995 году я впервые заговорил об этом на партийной конференции. Когда был подписан протокол о правах национальных меньшинств, меня до сих пор критикуют потому, что его так и не ратифицировали.

В принципе, эти вещи нельзя решать сходу. Наше общество очень многослойное, оно как бы двухобщинное. Нам нужно перебрасывать мостики. Когда одна сторона говорит, что мы не сделали это и это, то нужно послушать аргументы и второй стороны. Мы и так уже слишком много уступали. Фактически в Латвии не было реальных этнических конфликтов, так как мы все время пытались сбалансировать то одну, то другую сторону. Резкие движения в этом опасны. LC по закону о гражданстве и языке всегда выбирали путь толерантности.

- Не кажется ли вам, что по прошествии 12 лет независимость Латвийской Республики является всего лишь de jure чисто внешне: флаг, гимн, президент и т.д.? Фактическая же власть de facto находится в руках тех, кто в свое время иммигрировал в 1944 году из Латвии и в настоящее время находится за океаном? В частности, я имею ввиду всемирную ассоциацию свободных латышей мира и их приверженцев. С экономической точки зрения тоже подтверждаются мои слова: нищий не может быть независимым. Станислав

- Вы абсолютно не правы. Может быть, всемирная организация латышей хотела бы иметь больше влияния на Латвию, но это на самом деле не так. В действительности мы de facto и de jure независимы и с нами считаются. Но ваше последние замечание очень существенное. Когда человек нищий, то он зависит от многих факторов. Если относить это к Латвии, которая во многом пока еще нищая, то, тем не менее с нами считаются, нас слушают. Не всегда мы добиваемся всего, чего хотим, но если народ решит на референдуме избрать какой-то другой путь развития и скажет, к примеру, "нет" ЕС, то так и будет. Поверьте моему личному опыту: добиться можно очень многого.

- Как вы относитесь к публикациям известного издательства как Veda? Андрей.

- Крайне отрицательно.

- Действия правительства Латвии попадает под определение "преступление против человечества". А эти деяния пахнут международным трибуналом. Преступления против человечества определяются по трем признакам:

- действие должно быть широкомасштабным, то есть приводить к последствиям значимым для больших групп населения (Не менее 700.000 в Латвии!).

- действие должно быть направлено против гражданского населения.

- действие должно быть совершено в соответствии с политикой государства или организации.

Так что у Латвии здесь имеется полный набор признаков. Вопрос: считаете ли вы возможным вступление Латвии в ЕС с таким букетом преступлений против человечества. Не боитесь последующего трибунала в Гааге? Юрист

- Никоим образом. Суд будет привлекать за те действия, которые уважаемый Юрист здесь и описал. Кстати, этот устав не подписал целый ряд стран и Юрист найдет нечто общее между всеми этими странами. Устав не подписали: Россия, Китай, США, Индия, Пакистан. Это большие государства, которые боятся, что международный уголовный суд может привлечь в каких-то случаях за соответствующие акции. Мне абсолютно нечего бояться. Если бы я был в чем-то виноват, то мой друг Эгилс Левитс меня бы не спас, так как там работает правосудие.

- Господин Биркавс! Ваш ум и ваше отличное знание многих поворотных моментов истории (как Латвии, так и мировой) позволяет мне задать вам следующий на первый взгляд довольно странный вопрос: какую страну проживания вы выбрали бы, если вам в будущем придется эмигрировать из Латвии, и почему? С

- Я не хотел бы эмигрировать. Я не готов ответить, так как никогда об этом не думал. Знаю, что это не скандинавские страны и не США. Обещаю поразмышлять на эту тему при выходе на пенсию, но лишь в теоретическом аспекте, поскольку я уверен в развитии Латвии и в том, что не только мне, но и никому не придется эмигрировать по чьей-либо воле. А если кто-то захочет персонально, то он может сделать это уже сейчас.

- Помнится, вы как-то высказывались по поводу русской лени, воплощенной в сказке о Емеле, который целый день лежит на печке, ничего не делает, а только ждет чуда. Ничего путного не сделав для улучшения отношений с Россией в свою бытность дипломата, объясняете ли вы вашу неудачу природной леностью русских, или берете все же часть ответственности на себя? DC

- Год назад российские журналисты меня спрашивали, когда же наладятся отношения с Россией. Я ответил: 22 ноября в пять часов вечера. Я в этом уверен, так как ни Латвия, ни Россия не виноваты в плохих отношениях — виновата политика обеих стран, России и Латвии, которая идет в диаметрально противоположных направлениях. Мы — за вступление в НАТО, а Россия — против. Так вот 22 ноября 2002 года в пять часов вечера этот вопрос о расширении НАТО будет снят с повестки дня. Я абсолютно уверен в благоприятном развитии отношений с Россией.

- Мои дети родились в свободной Латвии, но гражданства они так и не смогли получить. Как это объяснить? Николай

- Я призывал других и сам, лично, голосовал за поправку в Законе о гражданстве, которая гласит: все дети родившийся в Латвии имеют автоматическое право на гражданство. И эта поправка прошла, она в законе. Сейчас при рождении ребенка он автоматически становится гражданином Латвии. Возможно, что в данном случае ребенок родился до поправки.

- Г-н Биркавс, мне хочется прервать прокурорский тон по отношению к вам и выступить в роли вашего адвоката. Но не из-за симпатий к вам и вашему политическому кредо, а исключительно по причине любви к истории и любви к моей родине — Латвии. Будучи юристом, не чувствуете ли вы в течении этой передачи легкую тень Нюрнбергского процесса, которая легла на вас, когда преступников превращали в жертвы, а заказчики оставались в тени? Татьяна

- Спасибо. Мне всегда нравилось толерантность русской аудитории, и всегда находится кто-то, кто хочет меня защитить. Я сумею защититься потому, что верю, что я делал дела, которые нужны Латвии. Я всегда пытался найти баланс между разными силами, сбалансировать ситуацию так, чтобы она не превратилась в конфликт. Меня, как с русской, так и с латышской стороны, грозили привлечь к суду. Однако я за себя абсолютно спокоен и уверен, если я и совершал ошибки, то только из-за незнания развития ситуации. Конечно, мне бы хотелось, чтобы наше государство развивалось гораздо быстрее, но направление, в котором мы идем, абсолютно правильное.

- Лидер норвежского движения "Нет Евросоюзу" считает, что решения огромного количества вопросов сейчас находится в компетенции Брюсселя, а не национальных правительств. Простые люди не имеют возможности оказывать влияние на принятие этих решений. Важно еще то, что расширение идет не только по принятию новых членов. Речь идет о том, что принимается огромное количество различных законов и директив — общих для всего союза, и, в результате, все большее количество стран с очень разным историческим, экономическим и культурным опытом должно будет следовать одним и тем же директивам. Не следует ли принимать определенные конкретные решения для каждой конкретной, отдельно взятой страны? Ирина

- Я недавно был в Норвегии. Вы знаете, что норвежцы не обедают? Вы знаете, что работники нашего посольства в Норвегии месяцами не имеют возможности купить мясо? А причина очень простая. У них субсидирование за счет нефти, и сельское хозяйство поставляет настолько дорогие продукты, что этот обед они просто не могут себе позволить, не смотря на их хорошую жизнь. В то же время и закупать в ЕС продукты они не могут, потому что сами не пускают продукты ЕС внутрь страны. С другой стороны, они ловят рыбу (рыболовство составляет 1/3 национального дохода), но не могут ее продать в ЕС потому, что ЕС, в свою очередь, тоже их не впускает.

В то же время ежегодно норвежцы согласовывают с директивами ЕС более 400 законов, но при этом не имеют права вмешиваться. Однако то, что ЕС бюрократизируется, это совершенно правильно, и именно поэтому созван конвент Европы, на котором решается судьба будущей Европы — как сделать ее проще. Конечно, минусов у ЕС достаточно, но нам нужно туда вступить потому, что плюсов будет намного больше.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!