Это можно считать экспериментом, который не удался. Попытка найти хозяина маленькому черненькому, пушистому котенку обернулась крахом. Как же сводят концы с концами те, чей основной доход составляет именно выручка от продажи живности?
На вопрос, где в Риге найти верного четвероногого друга, многие по привычке отвечают — рядом с базаром, у канала. Но много лет существовавший рыночек давным-давно съехал с насиженного места. Продавцы разбрелись кто куда. На языке полицейских это называется "упорядочить торговлю животными". На языке торговцев — превратить стариков (а продавцы у канала были в основном пенсионеры) в кормушку для владельцев рынков. Потому что на деле ничего не изменилось. Разгоняя народ с мяукающими и тявкающими коробами, полицейские говорили: "Развели тут антисанитарию!" Определив для птичьего рынка официальное место вопросами этой самой санитарии так никто заняться не удосужился. Те же коробки, те же люди, только плати за торговые места.

В поисках подопытного

Представьте себя на месте счастливого обладателя кошки, которая в один прекрасный день подарила вам штук пять очаровательных котят. Если у кошки шикарная родословная, то день и в самом деле прекрасный. На породистых животных люди делают хорошие деньги. Но если киска обычная серая, полосатая, да еще и с пестрым котом согрешила, хлопот с потомством предстоит немало.

Очаровательный Рыжик, потешный Черныш, парочка черепаховых близнецов… Они все умилительны и трогательны, но что с ними делать? Можно дать объявление в газете. Слишком много конкурентов. Могут позвонить, когда котята уже вырастут, и шансов найти хозяина не останется. Можно раздать знакомым. Но если они все любят собак, затея вряд ли удастся. "Водолазное училище"?.. И у вас хватит духу? Выход один — нести на птичий рынок.

За громким названием, которое ассоциируется с большим базаром, наполненным мяуканьем, лаем и щебетанием, скрываются три адреса — Чиекуркалнский рынок, Румбула и рыночек на Маскавас, 8. Назвав официальные места торговли животными, девушка в справочной тихонько подсказывает: "Еще на Матвеевский базар попробуйте. Правда, это не официально, может полиция прогнать, но зато больше шансов, что продадите". Видно, пробовала.

Приняв к сведению эту полезную информацию, я отправилась прямиком к себе во двор. Поиски подопытного котика продолжались недолго. Думаю, похожим изобилием славится большинство рижских дворов… Черненький, с голубыми, как у всех котят, глазами комочек с интересом обнюхивал картонную коробку, в которой ему предстояло провести несколько часов. Получив наказ от соседских старушек отдать малыша только в добрые руки или привезти назад целым и невредимым (местные пенсионеры взяли шефство над всеми дворовыми котами; голодных и ободранных в округе не видать, а служба отлова навсегда забыла дорогу в этот двор), я отправилась пристраивать кота. Впереди поворот на Румбулу.

Утром деньги, вечером место

Рынок, где уже много лет торгуют автомобилями, выделил небольшой закуток для владельцев котят и щенков. Этот небольшой птичий рыночек уже приобрел определенную популярность. По выходным сюда приезжают специально, чтобы присмотреть себе зверушку. В основном тут зверье породистое, но есть и "дворяне". Такса (в смысле цена) для всех одна — 2 лата с машины. Конечно, если ты привез парочку персов, затраты окупятся. Да и если торговать собрались не один день, можно получить скидку. Но когда в коробке сидит 50-сантимовый котенок (а символическая плата за зверушку составляет именно столько), платить два лата неразумно.

– Да и не приезжают сюда за такими простыми котятами, — советует пожилая дама. — Только деньги за место зря выкинешь. Здесь рынок породистых зверей. Привозят, правда, разных, но вот продают чаще породистых, от клубов.

– А без платы за место никак нельзя? — интересуемся мы.

– Ой, потом шуму больше будет! У охраны глаз наметанный, сразу определят, кто тут новенький, кто не заплатил. Хорошо, что хоть кучу справок от ветеринаров не нужно. Пристроить котенка в чью-то общую корзинку тоже нельзя. Его беспородных родственников сегодня на рынке что-то не видать. Но предлагать же приютить малыша у расфуфыренных персов на бархатных подушечках даже не решаемся. Нет, "многодетному" хозяину беспородных котят тут делать нечего.

Шумный Чиекуркалнс встречает хрюканьем. Сюда по выходным съезжаются продавцы живности с села. Соответственно, и покупателей больше тех, что хотят присмотреть животинку для своего хозяйства. Владелец курочек убеждает: "Покупайте место, и оставайтесь. Тут люди хорошие, не обидят. Сейчас вот птичники придут, веселее будет". Место здесь стоит уже гораздо дешевле. Всего 50 сантимов. Но следят так же строго, как на Румбуле. Не заплатил — выкинут без разговоров. Нюансов еще больше, чем на Румбуле. Человек, который приезжает присмотреть для своего хутора кроликов или поросенка, нет-нет, да и возьмет очаровательное мяукающее существо. Чиекуралнс и еще в одном смысле выгоден для таких неумелых продавцов, как я. Проснувшийся и проголодавшийся котенок начал так громко мяукать, что стало жутко стыдно за свою беспечность. О том, что в течение дня ему захочется есть и пить, я как-то не подумала. На автомобильном рынке и предложить зверю было нечего. Но здесь под боком и киоск с кормом, и даже мисочки специальные.

Потихоньку начинают собираться и постоянные продавцы. Женщина с попугайчиками недоверчиво посматривает в нашу сторону: "Кто это у вас там?" Ради одного котенка советует не сидеть. Лучше сдать его кому-нибудь. В ответ на возмущение, мол, как можно сдать живое существо, объясняет технологию. Вот оно, истинное спасение для хозяев целого выводка котят! Дожидаешься, пока на рынке появится продавец с большой мяукающей коробкой, отдаешь ему свое добро, но вот только денег никаких не выручаешь. Наоборот, платишь за корм и за работу. Сколько? Это уже как договоришься. Зато совесть чиста.

Страшно, конечно, что котенок так и не найдет хозяина, и тогда судьба его под большим вопросом. Но, с другой стороны, это уже будет на совести того продавца.

Прислушавшись к доброму совету, не терять время и ехать на Маскавас, где обитает больше всего "кошатников", я снова сажаю кису в коробку. Кажется, с новым домом он уже свыкся. Принюхивается к знакомой подстилочке и тут же заваливается на спину, чтобы было удобнее ее погрызть и подрать малюсенькими когтями.

Обещанного изобилия на птичьем рынке Маскавас не видать. Плотный мужчина в зеленом жилете популярно объясняет, что за 50 сантимов мы получим один квадратный метр торгового места. У одного из прилавков стоит девчушка с точно такой же мяукающей коробкой. В отличие от меня ей на самом деле нужно во что бы то ни стало пристроить котят. Мама согласилась оставить одного, самого красивого, а пестрой троице нужно найти новых хозяев. Оказывается, если не занимать прилавок, то можно обойтись и без платы. Охрана тут не лютует, к такой вот девчонке с пониманием относится.

– Сейчас придут бабушки, отдайте им котенка, — советует девочка. — Они недорого берут, по латику или по 50 сантимов. Вам что нужно, его отдать или денег заработать?

– А что будет, если эти бабушки не продадут котенка? Обратно вернут, что ли?

– Нет, они всегда продают, у них взрослых не бывает, — уверенно говорит девочка, и ни капельки не разделяет наше закравшееся сомнение — так ли прекрасна судьба этих зверушек…

Человеческие проблемы звериного базара

Найти птичий рынок на Маскавас непросто. Во всяком случае, случайный прохожий ни за что не забредет. А ведь раньше основные покупатели как раз и были те, что шли на Центральный рынок по своим делам и, проиграв великому чувству умиления, уносили домой зверушку. Здесь, во дворе между складами, на прилавках между запчастями, инструментами, всякими детальками и прочим товаром, птичий рынок находят не все.

– Нет, что ни говори, раньше лучше было, — с тоской в голосе говорит тетя Валя. — Конечно, там полиция нас гоняла, штрафовали постоянно на пять латов, даже котят отбирали иногда. Один раз женщина подошла, типа вас. Расспросила, почем котята, собачки. А потом корочку под нос сунула, и 10 латов с меня взяла. Что там было написано — не знаю. Без очков не разглядела. Так что с одной стороны то, что нам выделили место, не плохо, только вот неразрекламированное место.

– Иногда неделю стоишь, ничего не продать! — добавляет Инна, поглаживая за ухом черно-белого щеночка. Дома таких еще семь. Сейчас продажа собак — единственная возможность выжить. До пенсии еще не дожила, работы нет.

Но со зверей навар тоже невелик. Щенка еще можно продать подороже. Если красивый, то и 5 латов дать могут. А котикам красная цена — лат. Обычно когда продавцы говорят "отдадим за символическую плату", они имеют в виду сантимов 50. Впрочем, если какая старушка на рынок приходит, ей и бесплатно могут отдать. Так что основной источник доходов — это такие, как я, обладатели котят, которые сдают и приплачивают за то, чтобы им устроили судьбу.

Обе женщины — продавцы с большим стажем. Когда начинали, больше 10 лет назад, это как хобби было. Подарит кошка или собака детенышей, несли к каналу или на Чиекур. Даже клуб по интересам образовался. А потом, когда на пенсию еле продукты удавалось купить, торговля превратилась в единственный способ заработать. Стали и зверушек со стороны брать. Одни доплачивают, другие просто корм дают. А иногда оставляют коробку на прилавке и уходят. Придется подкидышей брать.

– Сколько их у меня — и не сосчитать, — говорит тетя Валя. — Скрутились все одним клубком. На рынок принесла пятерых. Потом мне еще сдали нескольких. Одного продала только что. И такая математика каждый день. Иногда десяток домой несу, а по дороге еще подберу.

Хоть торговля идет и не очень бойко, рано или поздно пристроить тете Вале удается всех.

– Продаю за символическую плату. Кто 20 сантимов даст, кто лат. Только вот детям не отдаю котят. Говорю, пусть маму приведет, тогда и получит.

Соседка тети Вали поставила на прилавок клетку с попугайчиками. Птиц начала разводить несколько лет назад. Дело оказалось нехитрое. Завела пару, повесила гнездышко, а там и птенцы появились. Больше всего птичницу огорчает антиреклама, которую устраивает рынку ближайший зоомагазин.

– А ведь сами магазины у меня попугаев и берут, — раскрывает она большой секрет магазина-жалобщика. — Из районных магазинов часто приезжают. Покупателей предупреждают, мол, на рынке больные, их не покупайте. Конечно, у меня они по 4 лата, а в магазине по 10.

Кот в мешке

Основной причиной, почему продавцов гоняли с Городского канала — не только торговля без разрешения, но и без наблюдения ветеринара. Но вот разогнав торговцев и определив им место — на Маскавас, был выполнен только первый пункт. По-прежнему, ни один ветврач на этот рынок не рискнет заглянуть. На Румбуле тоже никакой справки не требуют. Лишь в Чиекуркалнсе все, хотя бы теоретически, по правилам. Чтобы получить разрешение на торговлю, не достаточно просто купить место. Нужно показать паспорт кошки, выданный ветврачом, что ей сделана прививка от бешенства. Но вот где гарантия, что у продавца все котята от одной кошки? Так что, как и раньше, на канале, люди покупали "кота в мешке", так и сейчас.

Специалист Продовольственно-ветеринарной службы Занда Турка рассказала, что специального разрешения на торговлю не существует, но вот для перевозки животного по Латвии или Риге должно быть получено специальное разрешение ветеринара. В нем должно быть отмечено, что животному сделаны все прививки, и главное, что и спрашивают в Чиекуркалнсе, прививка от бешенства.

– Рижское отделение нашей службы должно контролировать места торговли животными, — объяснила Турка. — Но даже вы, рядовой покупатель, согласно правилам, можете потребовать у продавца справку о том, что животное здорово. Если такой справки нет, продавать и перевозить его нельзя.

Так что мы с котенком весь день являлись самыми настоящими нарушителями закона. Приехав домой, мы вернули зверя его пушистой семье. Коробку, к которой он, похоже, привык, оставили неподалеку от кошачьего жилища, оборудованного в подвале. Кто знает, что бы с ним стало, останься он на рынке за 50 сантимов. Здесь хоть и вырастет котом, который гуляет сам по себе, но точно не пропадет. Во всяком случае, о ежевечернем кусочке колбаски для моего подопечного я уж точно позабочусь.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!