Зимним плаванием редко начинают заниматься из любопытства или за компанию. А потом каждый, кто стал нырять в прорубь, скажет, что это было единственным лекарством от какого-нибудь недуга — от хронического нефрита до простой депрессии. Что тут скажешь: глядя на этих людей? и впрямь поверишь, что ледяная вода творит чудеса.
Суббота. Со стороны компания, собравшаяся у проруби небольшого елгавского пруда выглядела необычно: с десяток людей в теплых шубах командуют парадом, а вокруг разминаются раздетые по пояс мужчины и дамы — словно только что перенеслись с канарского пляжа. Это первый Латвийский чемпионат по зимнему плаванию. А как ближе подойдешь — еще больше удивляешься. Те, что помоложе, — как раз таки одеты, а закаленная компания почти вся почтенного возраста.

– Присоединяйтесь! — подбадривают женщины. Для чемпионата во льду прорубили две дорожки по 25 метров. Кто может — плывет на скорость, кто не хочет соревноваться — просто наслаждается купанием. Ведь главное — это не рекорд, а здоровье.

Максимум на что меня хватает — опустить руку в воду. Вода, как я и ожидала, — мокрая и обжигающе холодная…

– Вода отличная, — кричит из проруби пожилая пловчиха Елена. — Уже год плаваю, а когда-то, как и вы, на берегу стояла, да удивлялась, как это люди могут скинуть с себя шубу и в воду ледяную нырнуть. А сейчас с каждым плаванием на пару лет моложе становлюсь.

На зимних пловцов почти весь мир смотрит с легким недоумением. Только Скандинавские страны, Канада, да постсоветское пространство бесстрашно ныряет в ледяной омут. Наверное, на самом деле, нужно иметь очень сильное желание или потребность в зимнем плавании, чтобы вот так, как сказала Елена, скинуть шубу — и в прорубь. Я в своей жизни только раз рискнула, да и то, после хорошей бани. А это, как говорят настоящие "тюлени", не считается… Да-да, именно "тюлени" — на "моржей" наши пловцы обижаются.

– "Моржи", конечно, звучит привычнее, но где вы в Латвии моржей видели? — объясняет принципиальность сопредседатель секции закаливания зимнего плавания Эвалд Лиепиньш. — Зато у нас в заливе тюлени водятся. Так что все, кто ныряет в латвийские проруби, зовутся именно "тюленями". Мы это решили еще в 1975 году, когда создали свое общество.

"Тюлень" со стажем

Эвалд Лиепиньш, кстати, если по возрасту далеко не старейший "тюлень", то по стажу его, похоже, еще никто не переплавал. Даже не в проруби, а на обычной многолюдной улице его можно выделить из толпы. Всегда легко одет. Когда другие в пуховиках — он в пиджаке. Теплое пальто — только в самый лютый мороз. А так — курточка, шапка и теплая обувь. И никаких шарфов. Шея, говорит, должна дышать, а не задыхаться.

– Иногда даже хочется подойти к человеку на улице и сказать: "Что же вы так закутались!" Ведь я на своем опыте понял, что к таким, кто в десяти шарфах ходит, все болезни и липнут! — уверен Лиепиньш. — В семье я был младшим, четвертным сыном. Слабеньким, очень болезненным рос, и меня мама пыталась вылечить именно сильно кутая. Не помогало. И свинкой переболел, и всеми вирусами. И сначала я даже боялся говорить, что увлекся закаливанием.

Действовал маленький Эвалд по всем правилам. То есть не с размаху в прорубь, а постепенно, потихоньку. Первый год весь сентябрь проплавал, параллельно делая зарядку, обливаясь холодной водой. Потом уже до конца октября плавал, на третий год в декабре купальный сезон не закрыл. И вирусы отступили.

Организм, конечно, не хотел мириться, что его из шалей и шарфов — да в холодную воду. То кожа вся покраснеет, то прыщ от холода на носу вскочит. Но потом тело смирилось. А Эвалдс так привык к тому, что стал здоровяком, что когда однажды заболел, решил, что все — жизнь кончилась. Но потом поправился, книжки полезные нашел и стал с еще большим усилием заниматься закаливанием. Самой лучшей книгой, как считает засуженный "тюлень", и тогда и сейчас является книга пастора Себастьяна Кнейппа "Мое водолечение".

Один из коллег Эвалда по проруби — Владимир -с помощью закаливания и обивания холодной водой вылечил нефрит. Лечащий врач, который советовал покой, покой и только покой, как узнал, чем Владимир лечиться собрался, лишь головой покачал: мол, я тебе тогда уже не помощник буду. Так и вышло. Только вот обливание не в могилу пациента загнало, а новую жизнь подарило. А тот врач по сей день относится к этому скептически. Впрочем, что врач…

– Моя жена так ни разу в прорубь и не нырнула, — говорит "тюлень" Лиепиньш, но тут же находит оправдание. — Моя женушка родом из теплых стран — из Аргентины. Так что я и не очень настаивал. А вот некоторые мои ученики из института физкультуры все-таки увлеклись зимним плаванием. Хотя закаливанием стоило бы заняться всем поголовно. Так-таки и всем? "Да!", — уверяет Эвалд. Оказывается, даже мускулистые парни и спортивные девушки нынешней Академии физкультуры ни капли не закаленные. Болеют так же, как и в других, совсем не спортивных вузах. Хотя поблизости, в десяти минутах ходьбы, самый шикарный рижский водоем, настоящий рай для пловцов любого сезона — озеро Бабелите. Здесь и спасатели дежурят, и аккуратненькая прорубь всегда есть, и вода чистая.

– Раз уж тему затронули, то и бассейны наши надо критиковать, — жалуются "тюлени". — Сейчас везде в душевых установили современные системы, которые сами регулируют температуру воды. Ты нажимаешь кнопку и моешься под теплой водой, одной температуры. То есть исключили даже такую возможность закаливаться. И сейчас единственный подходящий бассейн для закаливания остался в гимназии Натальи Драудзини.

Снежные королевы

Мужчины пусть называют друг друга как хотят — кто "тюленями", кто "моржами", — но называть "тюленихами" дам в проруби язык не поворачивается. Пусть будут Снежными королевами. Тем более, что одна их них — Гунта Островская в прошлом году получила серебряную медаль на чемпионате зимнего плавания в Финляндии. А заниматься закаливанием она начала 9 лет назад. Причем началось все с обидного происшествия.

– Однажды в январе я вышла на пробежку и под конец почувствовала, что ужасно жмет одна кроссовка. Я не долго размышляла, сняла обувь и где-то метров 300 добежала босиком. Думала, что замерзну, но почувствовала такую бодрость и прилив сил, что захотела попробовать еще раз. Так и стала бегать босиком. А потом отыскала секцию зимнего плавания и начала закаляться — в ванне холодной лежать. И уже к августу, когда все обычные люди стали закрывать купальный сезон, я его открыла. Мужчины спрашивают, все ли нормально по женской линии. Я успокаиваю, говорю, что сына 4 года назад родила. Так что проблем нет. А вообще, женщин у нас даже больше, чем мужчин, — гордится Гунта.

Не хочет отставать от мамы и малыш Эдийс-Робертс. Из своих четырех лет жизни, закаляется он… пять. Гунта не прекращала плавать в ледяной воде, даже когда была беременна. И не прогадала — мальчик растет здоровеньким, смелым и недавно первый раз сам плавал в проруби. "Матерью-героиней меня никто не называет, скорее, сумасшедшей, — смеется Гунта.

– А у меня анекдотичный случай был, — тут же вспомнила Людмила Шведова, которая впервые залезла в прорубь 7 лет назад, сделав себе такой подарок на 50-летие. — Однажды я бежала по морю, перед купанием, и впереди мужчины шли. В теплых пальто до пят. Смотрят на наших девочек и говорят: "Сколько же они на грудь взяли?" Чемпионат, на котором Гунта Островская взяла второе место, впервые прошел в 2000 году. В нем участвовала еще одна легендарная личность среди "тюленей" — Анна Павловна Тюменцева. В этом году она встречает в проруби свой 20-й сезон. А елгавский чемпионат пришелся как раз на ее день рождения, так что прямо к проруби Анне Павловне преподнесли цветы.

– А я просто мечтала встретить 8 Марта в проруби, — вспоминает она. — Боевое крещение прошла в Рижском заливе. Из-за романтики и красоты — воду чуть льдом схватило, она как зеркало была — даже не заметила, что тонкий лед кожу режет, как бритва. Вышла вся в крови. Но не испугалась. С того дня ровно два года без перерыва отплавала. И в мороз, и в пургу — ни дня без плавания. Сейчас плаваю реже, но тоже никогда не смотрю не на градусник, а только на свободное время. Однажды в минус 28 пошла! От холодной воды поначалу шок испытываешь. Но это и есть самое полезное состояние. Кровь начинает бешено по жилам бежать, аж жарко становится. 30 секунд в проруби пробыл, а кровь бурлит — как будто 5 километров пробежал.

Смотреть на нее — одно удовольствие. Подтянутая, бодрая, загорелая, словно из солярия. Только вот она искусственное солнце не признает. Просто загорает с апреля по октябрь, а в проруби успевает и зимнее солнышко поймать.

С водой не шутят

Нырять в ледяную воду тоже нужно грамотно. Во-первых, не стоит быть уверенным в том, что любая болезнь уйдет, как только ты прыгнешь в прорубь. Почти все "тюлени" начинали с самой первой ступеньки — простой гимнастики и хождения босиком. Затем шло обтирание, обливание холодной водой и только потом зимнее плавание. Прорубь была для каждого мечтой, к которой они шли медленно, но верно — как к высшей форме закаливания.

Воду нельзя злить своей невнимательностью. Золотое правило "тюленей" — не ходить в одиночку. Второй может не плавать, но он должен быть начеку. Иначе может произойти несчастье. Слава богу, душераздирающих историй в запасе латвийских "тюленей" нет, но Нептун несколько раз давал понять, что с ним шутки плохи.

Начинающий "тюлень" чуть не утонул, залюбовавшись красиво плывущими льдинами. Другой пловец чуть навсегда не замерз в проруби. Решил искупаться в одиночку. Полез в воду, а температура воздуха стала очень резко меняться. Вода на глазах начала покрываться тонкой коркой, которая как бритва резала тело и не давала выбраться. К счастью, его вовремя заметили с берега и спасли.

Так что лучше всего плавать в компании и, желательно, у спасательной станции. В Риге — это озеро Бабелите, в Юрмале — район Булдури. Кстати, на Бабелите 15 февраля будет очередной смотр рижских "тюленей", в 12.00. Может, тоже приобщитесь к большому братству зимних пловцов? Просто ради удовольствия и для бодрости духа. Я, во всяком случае, даю себе именно такую установку!

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !