На прошлых выборах в Сейм ОСЛ набрала 6,85% процентов голосов и получила в парламенте семь мест. В декабре прошлого года партию оставили депутаты Сейма Сильвия Шимфа и Арвид Платперс, в январе этого года — Рингольдс Балодис. Из-за этого ОСЛ потеряла статус фракции в Сейме и оставшиеся в парламенте члены ОСЛ продолжают работать как независимые депутаты.
В студию Delfi TV пришли председатель правления партии и депутат Сейма Ингуна Судраба, член правления партии и тренер по боксу Гинтс Габерс и член партии и депутат Тукумской думы Дайга Реча.
1. Фракции ОСЛ в Сейме больше нет, но люди продолжают вступать в партию
По словам лидера партии Ингуны Судрабы, несмотря на то, что фракции ОСЛ по техническим причинам больше нет (в ней должно быть минимум пять членов), люди продолжают вступать в партию. "К нам идут люди, которые не ищут личной выгоды, не думают об индивидуальной политической карьере, но которых действительно волнует, что происходит в Латвии и они не могут оставаться равнодушными. Перемены возможны только если будет больше таких людей", — заявила она в эфире Delfi TV.
Как и представители многих других партий, Судраба уверена, что текущие рейтинги плохо отражают ситуацию — слишком велик процент тех, кто еще не знает, за кого будет голосовать или пока не решил, участвовать ли в выборах.
Член партии, тренер по боксу Гинт Габерс рассказал, что в ОСЛ вступил из-за того, что партия выступает за непопулярные вещи. "Говорить правду в лживом обществе очень непопулярно. [Другие партии] говорят, но больше говорят про разжигание вражды. От любви до ненависти один шаг", — заявил он.
2. Ядро СЗК и партия Зигериста
На выборах в самоуправления в 2017 году от ОСЛ были выбраны 24 депутата, которые теперь работают в 11 самоуправлениях. В списках ОСЛ была и бывший парламентский секретарь министерства образования и науки и бывшая член Союза "зеленых" и крестьян (СЗК) Дайга Реча.
На вопрос, почему она сменила СЗК на ОСЛ, рейтинги которой гораздо ниже, она ответила, что переоценила ценности: "Мне очень нравится, как мы работаем в ОСЛ. Мы все вместе. Мы часто общаемся, говорим про вещи, которые для нас важны, что позволяет нам действительно работать на благо государства".
По ее словам, в СЗК существует "ядро" из людей и, если ты не входишь в него, на тебя обращают мало внимания. "Больше всего меня беспокоит то, что в отдельных партиях, не хочу конкретно упоминать СЗК, такая позиция, что про людей вспоминают только перед выборами. В ОСЛ не такое отношение, мы вместе все время", — рассказала она.
В 1990-х она была кандидатом от партии Зигериста. По словам Речи, так просто "получилось". "Меня уговорили и убедили в тех ценностях, за которые выступали "зигеристы". Мне это действительно нравилось, их идеи казались мне допустимыми и мне казалось, что я могу работать на благо страны", — заявила она, добавив, что ни тогда, ни сейчас особо не беспокоится о том, будет ли выбрана.
3. Евроскептик Гростиньш и партийные ценности
В правлении ОСЛ теперь и один из самых узнаваемых в Латвии евроскептиков Нормунд Гростиньш, который на выборах в Европарламент баллотироваться вместе с Альфредом Рубиксом — от Латвийской социал-демократической рабочей партии. Нет ли в этом противоречия с ценностями ОСЛ?
По словам Судрабы, ОСЛ выступает за национальное экономическое самоопределение и за "то, чтобы интересы Латвии были на первом месте". "Мы не хотим, чтобы нас выделили в европейцев второго сорта. Нам важно вместе отстаивать общие ценности", — заявила депутат Сейма, добавив, что не имеет значения, кто от какой партии баллотировался в 2014 году. "Нужно оценивать по партийным установкам и ценностям. Люди могут со временем расти, развиваться и меняться", — заявила она.
Габерс же решение Гростиньша сменить партию сравнил с личным жизненным опытом. "Я в свое время пожил в Англии, а сейчас живу в Латвии. Кто я — латыш или англичанин?", — риторически спросил он, добавив, что, вступив в ОСЛ, согласился с ее правилами и представляет эту партию.
У ОСЛ есть установки, которые не требуют от Гростиньша меняться. Например, партия выступает против обязательных квот на беженцев и против регулируемой миграции. "Это фундаментальная установка, что интересы Латвии на первом месте", — утверждает Судраба. Отвечая на вопрос, кто в ЕС является примером для подражания, она упомянула Польшу, Эстонию и Венгрию, которые "способны представлять свои интересы".
4. Без Юлия Круминьша — всего 10 евро пожертвований
Четыре года назад ОСЛ была очень состоятельной партией, не в последнюю очередь благоадря усилиям Юлия Круминьша, который призывал других бизнесменов поддержать Ингуну Судрабу. Однако в последнее время, согласно официальной информации, партии были пожертвованы лишь 10 евро. Почему?
"Там не показывается та часть, которую члены партии платят как членские взносы. На счету партии намного больше средств", — заявила Судраба. На вопрос, поможет ли Круминьш партии и в этом году, политик ответила, что давно с ним не встречалась. А Реча добавила: "ОСЛ не хочет ни у кого быть в долгу".
5. За отмену налога на единственное жилье и всенародно выбираемого президента
Чаще всего про ОСЛ в последнее время можно было слышать в контексте отмена налога на недвижимость на единственное жилье — партия дважды собирала подписи за соответствующий законопроект. Который, к слову, не предусматривал никаких ограничений по размеру собственности, то есть партия предлагает освобождать от налога и владельцев особняков и роскошных вилл.
По словам Судрабы, проблемы в этом нет. "Нам надо радоваться, что у людей есть деньги, они вкладывают, могут заработать", — утверждала она. А Габерс добавил, что есть люди, которые собственность унаследовали и "не могут потянуть" [уплату налогов]. Средства, которые не собираются в виде налогов, никуда не исчезнут — люди потратят их и тем самым разогреют экономику, заявили участники дискуссии, забыв упомянуть, что против серьезных изменений налога на недвижимость выступает не столько правительство, сколько самоуправления, поскольку для них он является очень весомым источником средств.
Судраба также пояснила, что ОСЛ выступает за всенародно выбираемого президента. "Как иначе добиться того, чтобы люди включались в политические процессы? При выборе президента всем народом будет большая ответственность", — уверена она.
ОСЛ также выступает против ликвидации школ-интернатов, поскольку, по мнению Судрабы, есть дети, которым необходима круглосуточная поддержка, иначе они окажутся на улицах.
Когда Янис Домбурс напомнил главе ОСЛ, что от нее, как бывшего государственного контроллера избиратели ждали соответствующий действий и если не борьбы с коррупцией, то хотя бы вскрытия различных проблем, она ответила, что делать это в Сейме, будучи в оппозиции очень тяжело. Оппозицию никто не слушает, все ее предложения отклоняются, сказала Судраба.
6. Заменить танки на третьего и четвертого ребенка в семье. И не бояться России
Сообщение на домашней страничке ОСЛ гласит, что партия призывает отказаться от статуса страны как "буферной зоны" и все танки заменить на третьего и четвертого ребенка в семье.
На просьбу Яниса Домбурса пояснить, какие танки и в каком виде партия собирается менять, Габерс пояснил, что из-за страха вырос военный бюджет, а ведь эти средства можно было передать семьям. "Вообще в государстве надо создать безопасную среду, в которой молодежь готова создавать семьи и рожать детей", — заявил он. Он считает, что правительство могло бы информировать НАТО о том, что "мы вымираем, скоро не будет, кому на этих танках ездить" и тем самым избежало бы необходимости вкладывать в оборону 2% ВВП.
В свою очередь Судраба пояснила, что большая безопасность в стране наступит тогда, если в ней живут люди с большими семьями. Установка на замену танков на семьи с 3-4 детьми — это "философия о том, какой мы видим безопасность".
На вопрос, представляет ли Россия угрозу для Латвии, Судраба не дала конкретного ответа, но призвала не быть пугливыми и уметь постоять за себя. "Именно поэтому мы за экономическое и национальное самоопределение. Если ты сильный сосед, хотя и с небольшой численностью населения или территорией, но можешь за себя постоять, то не будешь считать другого, в первую очередь, врагом", — подчеркнула политик.
"Не надо воспринимать своих соседей как врагов, а надо учиться постоять за себя, — призвала Судраба. — Это такое мышление — когда ты смотришь на своих соседей, можешь ли ты быть вполне самодостаточным".
В свою очередь Габерс сказал, что не слышал угроз от России. "Я вижу разжигание вражды", — обозначил он ситуацию.
А Реча отметила, что видит у Латвии с Россией проблемы с коммуникацией "во многих вещах", "по всем вопросам". Она подчеркнула, что Латвии и России "нужно прийти к общему знаменателю", в том числе в вопросе экономического сотрудничества.
7. Латвия — страна, в которой можно реализовать мечту
Латвия должна стать местом, в котором каждый может реализовать свою мечту, считает Судраба. "Первая точка отсчета — чтобы люди не уезжали из своей страны. Следующая — чтобы они начали возвращаться", — так развитие Латвии определила лидер ОСЛ.
"Поймите, я для себя эту формулу вывела [..] какой я вижу Латвию — страной, в которой каждый человек видит возможность себя реализовать", — продолжила она.
С этими установками согласились и другие члены ОСЛ.
8. За Сейм, который освобождает людей от оков
На вопрос, каким он видит оптимальный Сейм, Граверс указал: "такой, который освобождает человека от оков: экономических и социальных, дает человеку свободно дышать".
"Я сам чувствую, что не могу летать, не могу свободно жить в своей Латвии. Я не могу, потому что у нас полгода отопление, которое стоит так дорого; у нас самая дорогая электроэнергия; у нас самые плохие дороги, которые лоббируют сервисы. У нас есть возможность улететь и наша рабочая сила везде более востребована, чем здесь", — заявил представитель ОСЛ.
Учитывая, что Латвия маленькая и число жителей тоже небольшое, Реча предложила уменьшить число депутатов Сейма до 60. Это предложение поддержала и Судраба: "Я думаю, что 60 депутатов, которые прежде всего думают о стране — это то, что нам нужно. Нам, наконец, нужен Сейм, который думает о стране".