После задержания в отношении активистов были составлены административные протоколы за нарушение правил поведения зрителей на спортивных соревнованиях (статья 20.31 КоАП РФ) и незаконное ношение полицейской формы со знаками различия (статья 17.12 КоАП РФ).
В итоге в понедельник Хамовнический суд рассматривал только протоколы о нарушении правил поведения зрителей на соревнованиях, протоколы о незаконном ношении формы будет позже рассматривать мировой суд. По данным РБК, полицейские также начали доследственную проверку, чтобы выяснить, был ли в акции Pussy Riot состав уголовного преступления. Официально эта информация не подтверждена.
Первым был рассмотрен протокол, составленный на активистку Веронику Никульшину. В суде она сказала журналистам, что это первая акция, в которой она приняла участие. "Всем свобода, равенство любовь… Борюсь с тем, что Россия для грустных, а я люблю, когда вечеринка", — отметила она.
Комментируя высказывания полицейского, которые говорил с активистами после задержания и помимо прочего посетовал, что сейчас не 1937 год, она пожелала ему самому вернуться в 1937 год.
В итоге суд арестовал Никульшину на 15 суток. Кроме того, ей на три года запретили посещать спортивные мероприятия.
"В составе группы из четырех человек с целью привлечения внимания к политическому аспекту с условным названием "милиционер вступает в игру" выбежала на футбольное поле, являющееся местом проведения официального спортивного соревнования", — зачитал решение судья.
"Хочу, чтобы в обязательную школьную программу включили изучение [Дмитрия] Пригова. Вечеринка!" — усмехнувшись, прокомментировала решение Никульшина.
Вторым рассматривали протокол в отношении Ольги Курачевой. Материалы, переданные на нее из полиции, в точности повторяли материалы, собранные на Никульшину.
Из зачитанного судьей протокола следует, что у Курачевой изъяли в ходе досмотра "пачку сигарет, билет, паспорт болельщика, 550 рублей, купюру из Югославии 50 динар, шнурки розового, желтого и черного цвета, телефон мобильный".
Курачевой также продемонстировали обе видеозаписи, которые также есть в материалах дела. Она с улыбкой постояла у монитора, посмотрела оба ролика. Курачева сказала, что на первой записи плохо видно, "все очень маленькие", а поводу второй записи заявила, что она ей понравилась.
В разговоре с журналистами Курачева сказала, что ей не было страшно, хотя все участники акции волновались, что у них ничего не получится. "Мы верим, что земной милиционер станет небесным", — отметила она. Как и Никульшина, она не стала говорить, как активистки попали на поле.
При этом Курачева отметила, что ей жаль, что своей акцией они помешали спортсменам. В итоге суд принял точно такое же решение, как и в случае Никульшиной — арест на 15 суток с запретом на посещение спортивных мероприятий на три года.
Третьим по счету начали рассматривать протокол в отношении Петра Верзилова. Он заявил журналистам, что целью акции было метафорически показать, как российское государство в лице правоохранительных органов может незаконно врываться в жизнь российских граждан.
По его словам, участники акции надеялись, что земной милиционер действительно превратится в небесного и благодушное отношение российской полиции к людям, наблюдавшееся во время чемпионата мира, будет проявляться и после его окончания.
Протокол в отношении Верзилова не отличался от протоколов в отношении Никульшиной и Курачевой. Решение суда также оказалось соответствующим — 15 суток ареста и трехлетний запрет на проход на стадион. Точно такое же наказание суд назначил и третьей участнице акции Ольге Пахтусовой.
Акция и задержание
Четверо участников арт-группы Pussy Riot, одетые в форму полицейских, выбежали на поле стадиона "Лужники" в воскресенье, 15 июля, во время финального матча чемпионата мира по футболу.
На странице Pussy Riot в "Фейсбуке" в это время появилась запись о том, что участники группы провели акцию "Милиционер вступает в игру", которой потребовали освобождения политзаключенных, прекращения уголовных дел, связанных с репостами в соцсетях, арестов на митингах, а также восстановления политической конкуренции.
Момент, когда четыре человека выбежали на поле, а вслед за ними бросились сотрудники охраны, попал в эфир. При этом камеры, как это и предписывают принципы ФИФА, вскоре переключились на другие объекты, а режиссер трансляции включил повторы опасных моментов игры, которая на время инцидента была приостановлена.
Однако на сайте Первого канала в режиме просмотра с тактической камеры можно посмотреть, как активисты пробирались к полю. В частности, на записи видно, как они проходили мимо стюардов, а один из них, находившийся ближе всех к выходу на поле, даже сам открыл перед ними калитку.
Спустившись к кромке поля, участники группы несколько секунд постояли за рекламными щитами, а затем выбежали на газон. Трех активистов остановили довольно быстро, а одна из девушек продолжала бегать по стадиону и просить футболистов "дать пять".
После задержания участников группы доставили в ОВД "Лужники". Как выяснилось, в акции приняли участие Ольга Курачева, Ольга Пахтусова, Ника Никульшина и издатель "Медиазоны" Петр Верзилов. Газета "Коммерсант" со ссылкой на друзей активистов сообщила, что они попали на стадион по Fan-ID, а саму акцию готовили около недели.