"Черные дыры" в бюджете

В 2002 году наблюдался постоянный рост преступлений, связанных с хищениями государственных средств. Сюда можно включить случаи неуплаты налогов, контрабанду, злонамеренное банкротство, взяточничество должностных лиц. Только по официально подтвержденным данным, государству нанесен ущерб на сумму около 55,7 млн. латов.

По неофициальным же, бюджет ежегодно теряет примерно 150 млн. латов. В своих версиях по сумме убытков от мошенников эксперты Банка Латвии, Минфина, Службы госдоходов и Сейма значительно расходятся. Можно выделить три основных мнения о доле "черной" экономики в нашей стране, то есть о средствах, которые проходят мимо бюджета, — 20, 40 и 60%.

Действительно, подсчитать реальный ущерб, который нанесен государству, весьма проблематично — ни одна из правоохранительных структур подобные цифры не обобщает. Поэтому приходится собирать данные с каждого ведомства по отдельности. К примеру, Финансовая полиция в прошлом году расследовала уголовные дела, по которым государству нанесен ущерб в 25 млн. латов. И это только зарегистрированные дела. Экономическая полиция обнаружила убытков на 2,38 млн. латов, налоговый начет за уклонение от уплаты налогов СГД превысил 20 млн. латов и 8,4 миллиона составляют потери бюджета из-за мошенничества с возвратом налога на добавленную стоимость. Всего же перед госбюджетом оказались в долгу 89 предприятий — 113 млн. латов.

Как рассказал "Телеграфу" новый глава Службы госдоходов Карлис Кетнерс, сей- час Финансовая полиция каждую неделю (!) возбуждает уголовные дела по неуплате налогов. "К этой проблеме мы подошли серьезно, — рассказывает директор СГД. — Финансовая полиция стала тесно сотрудничать с Госполицией. Проводим совместные рейды с участием специалистов от СГД, Финансовой и Экономической полиции, Службы занятости. И это уже приносит результаты. Мы определили ряд болевых точек, которыми СГД займется с особым вниманием. Среди приоритетов — борьба с зарплатами в конвертах, неуплата налогов и мошенничество с возвратом налога на добавленную стоимость. Итоги нашей борьбы скоро почувствует большинство мошенников".

"Пустышки" прибавляют в весе

Однако пока СГД планирует объявить войну растратчикам и мошенникам, полиция расхлебывает итоги 2002 года, когда резко подскочило количество незаконных операций с госсредствами. Финансовая полиция зарегистрировала по этой теме 495 дел, что на 22 больше, чем в 2001-м. Продолжает увеличиваться доля преступлений (+200), связанных с фальсификацией документов. Как правило, проворачиваются махинации с транспортными накладными (1346 административных протоколов), "модной" можно считать подделку бухгалтерской отчетности (371 дело). В целом в работе находятся уголовные дела, по которым государство из-за уклонения от уплаты налогов потеряло 13,5 млн. латов. Также выросло количество уголовных дел по уклонению от подачи деклараций (+20) и получению кредита в мошеннических целях (+37).

Экономическая полиция пришла к выводу, что активизировалась деятельность фиктивных фирм. На сегодня официально известно о 1814 "пустышках", причем в последнее время их количество не снижается, а, наоборот, растет. В этой связи СГД предлагает сотрудникам Регистра предприятий при процедуре регистрации новой фирмы общаться непосредственно с должностными лицами компании, проверять реальность уставного капитала и юридический адрес. В свою очередь Экономическая полиция настаивает на введении отдельного наказания за регистрацию фиктивных предприятий. Как правило, "пустышки" создаются для мошенничеств с НДС.

Еще одну ощутимую брешь в Госказне пробивают растущие кражи цветного металла, а также преступления, связанные с экспортом, импортом и скупкой цветмета. Для решения этой проблемы создана рабочая группа, которая должна разработать поправки к законодательству, чтобы прикрыть лазейку нечестным дельцам.

Гости из будущего

Среди крупнейших махинаций прошлого года Финансовая полиция отмечает историю с фирмой Aris Baltija, которая занималась распространением международных карт на топливо. Компания не зарегистрировала в СГД свои счета ни в Латвии, ни за рубежом, а между тем через нее прошло 17 млн. латов. Причем для увеличения стоимости продукции Aris Baltija использовала в своих расчетах оффшорку Novaville LLC.

Другое не менее громкое дело — мошенничество с возвратом НДС фирме Glaiders на сумму 1,56 млн. латов. В ходе следствия выяснилось, что АО Doles sala продало компании Glaiders разработанную компьютерную программу. Далее Glaiders через Интернет продала программу компании из США Capital Acess. Программный продукт якобы полгода разрабатывал некий Вячеслав С. Однако экспертиза установила, что его услуги фиктивны. Специалисты пришли к выводу, что программу такого объема через Интернет передать невозможно. К тому же на ее разработку одним человеком может уйти от 10 до 20 лет.

Типичный пример

Показательным делом в борьбе с разбазариванием госимущества можно считать историю со зданием на ул. Театра, 12, которую Генпрокуратура "разрабатывала" несколько лет. Это дело наглядно продемонстрировало неспособность государства вернуть то, что фактически было "уведено" в открытую. Еще в конце 90-х роскошное здание на ул. Театра, 12, было просто прихвачено у государства ловкими чиновниками. В центре скандала оказалось Госагентство недвижимости (ГАН), руководимое небезызвестным Янисом Мотте. Руководители ГАН щедро раздали квартиры в самом центре Риги родственникам и работникам фирмы Interbaltija- Alfa, а также бывшим сослуживцам г-на Мотте.

Разумеется, чиновники соблюли неписаный закон и поделились с сильными мира сего: за "особые заслуги" получили в этом доме квартиры бывший спикер Сейма Янис Страуме, бывший министр среды и регионального развития Вент Балодис и многие другие. Работники ГАН не были особенно изобретательны в мотивации и возле многих фамилий счастливых обладателей жилплощади поставили вполне честные ремарки — например, "теща генерального директора".

Продолжавшиеся несколько лет многочисленные проверки не имели никаких практических последствий для непотопляемого Мотте. Лишь в 2001 году Генпрокуратура возбудила уголовное дело и предъявила обвинение руководству ГАН. Однако вернуть квартиры оказалось делом почти невозможным. По иску Генпрокуратуры удалось выселить лишь Алдиса Теко, бывшего руководителя одного из департаментов ГАН, да главбуха Interbaltija-Alfa Инатру Вавере.

Еще одно уголовное дело удалось возбудить по факту перепродажи этих самых квартир адвокатом Сандисом Петровичем, который делал это по поручению жильцов, несмотря на запрет отчуждать или отягощать имущество. Что касается остальных квартир, то они не могут быть возвращены государству до окончания судебных разбирательств по уголовному делу г-на Мотте. А на это могут уйти годы.

Деньги в канале

Вероятно, в историю криминалистики войдет случай увода государственных денег под реконструкцию городского канала, который Госконтроль вскрыл в прошлом году. Чиновникам удалось "утопить" в канале более 6 млн. латов. Выяснить, сколько из них действительно ушло на реконструкцию, а сколько кануло в воду, контролерам оказалось не под силу. Однако была обнаружена масса странностей при заключении договоров со строительной фирмой Skonto Buve. В частности, неоднократно повышалась стоимость работ — фирма выиграла конкурс, выдвинув одно предложение, а по ходу дела работы подорожали более чем на миллион латов.

Материалы ревизии были переданы в прокуратуру. Там и легли под сукно. К сожалению, уже сложилась печальная традиция, в связи с которой по материалам Госконтроля уголовные дела не возбуждаются. Политическую ответственность тоже оказалось возложить не на кого, так как прежний состав Рижской думы давно отошел от дел.

Год контрабандиста

По оценкам специалистов, в поле зрения правоохранительных органов попадает не более 10% контрабанды — иначе этот бизнес перестает быть выгодным. Если учитывать, что Центр по борьбе с контрабандой в прошлом году предотвратил ущерб государству в размере 38 млн. латов, то реальный объем "контрабаса" может зашкаливать за 350 млн. латов в год.

Об объемах контрабанды можно судить уже по нескольким крупнейшим уголовным делам. В середине мая прошлого года Экономическая полиция задержала две фуры с табаком — всего 17 тонн. По документам сигареты шли из Германии в Россию, однако местные дельцы сорвали таможенные транзитные пломбы и начали разгружать товар на одном из рижских складов. За этим занятием они и были застуканы. Примечательно, что на этом же складе обнаружились все необходимые элементы для изготовления готовых сигарет — бумага, пачки и коробки. Очевидно, для какого-то подпольного производства. Общая стоимость товара — более 120 тыс. латов. Сумма неуплаченного налога — более 130 тыс. латов. В случае успеха мероприятия общая прибыль от реализации этого табака могла составить более 3 млн. латов.

Опять же в мае в Риге, на Мангальсале, была обнаружена рекордная для Латвии партия контрабандного мяса — 800 тонн. Это дело расследовал Центр по борьбе с контрабандой. Сейчас обвинения в рамках этого уголовного дела предъявлены "серому кардиналу" мясного павильона рижского Центрального рынка Михаилу Тараканову и его супруге Олите Таракановой. Следует учесть, что контрабандой в Латвию доставляется не только топливо, спирт и табак, но буквально все. Так, например, в прошлом году было раскрыто два случая незаконного ввоза эстонского сахара. В апреле полиция решила проверить грузовую машину, которая многократно пересекала КПП "Айнажи", — пустую по документам. Фуру выследили в Лимбажском районе и засекли в момент разгрузки. В машине обнаружилось 34 тонны сахарного песка, еще 6 тонн было на складе. Где находится сахар, ввезенный предыдущими несколькими рейсами, установить не удалось.

Еще одну машину с 30 тоннами эстонского сахара удалось задержать в августе. Еще в списке "экзотической" контрабанды числится кофе — тоже, кстати, подакцизный товар. В декабре прошлого года полицейские обнаружили более 6 тонн кофе, хранящегося на складе без накладных.

Бюджетная "столовая" продолжает работать

Оценивая результаты всех расследований по борьбе с растратчиками и расхитителями, можно подумать, что все зло идет от бизнесменов и рядовых клерков. Дел с привлечением к ответственности высокопоставленных чиновников и тем более политиков практически нет. А вместе с тем, по данным Transparency International, 10% от госзаказов идет на так называемый "откат". Если учесть, что в среднем общий объем госзаказов составляет 300 млн. латов в год, то получается, что чиновники-взяточники крадут у государства 30 миллионов. По информации той же организации, частный бизнес в Латвии тратит на взятки 1,4% от своего оборота, а это ни много ни мало примерно 45 млн. латов в год.

И пока наши правоохранительные органы не дойдут до высоких кабинетов, вся борьба с расхитителями и мошенниками будет напоминать бег по кругу. Жулики всех мастей с неменьшей безнаказанностью и с большим аппетитом будут продолжать кормиться в "бюджетной столовой".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!