Сейчас в залах Латвийского музея зарубежного искусства открыта выставка античной керамики, о которой мы уже писали в "Вести Сегодня". Сформирована экспозиция из богатых фондов прикладного искусства, где общая коллекция предметов насчитывает более 7000 единиц — шедевров Востока, работ мастеров Древней Греции и магического Египта плюс западноевропейского прикладного искусства XVI–XIX веков. Заведует всем этим богатством Байба Убурге, некогда работавшая в легендарном Лувре!
Сейчас, как рассказала г–жа Убурге корреспондентам "Вести Сегодня", уже идет работа над проектом выставки египетской коллекции из Лувра. Правда, когда его реализуют — большой вопрос, так как Латвии придется потратить немало денег не только на доставку экспонатов, но и на страховку. Нужна специальная государственная гарантия сохранности коллекции при перевозке и размещении ее в музее. Что же касается французов, они всячески готовы сотрудничать с латвийской стороной. Более того, когда сотрудники Лувра работали в музее, то остались очень довольны и обещали дружить.

— Как они к нам попали? Благодаря мумии! Но тут важна предыстория, — говорит Байба Убурге. — Частично наши фонды сформированы из коллекции бывшего Государственного художественного музея, который работал в 20–30–х годах прошлого века, даров знаменитых людей городу, подарков из Эрмитажа и, конечно же, многих покупок. Оригиналов у нас 95 процентов, но больше всего их в фонде прикладного искусства, отделом которого я и заведую. Самые старинные экспонаты музея — египетская посуда додинастического периода (до начала правления фараонов — IV тысячелетия до н. э.!), причем все в отличном состоянии.

В 30–е годы прошлого века при Латвийском университете работал профессор Балодис — один из лучших египтологов Европы. Он участвовал в экспедициях, был на раскопках, работал с коллегами из МГУ, общался с археологами всего мира, стал почетным гостем многих конференций. Кое–что Балодис сам привез из Египта. Этот человек при университете создал Кабинет Востока, чтобы студентам учиться интереснее было…

Теперь, в частности благодаря упомянутому историку, в фондах музея примерно 200 бесценных предметов древнеегипетского искусства! Но неожиданно появилась мумия. Причем откуда — для всех оказалось загадкой, никто ее не изучал. Как вдруг…

— Одно время ходили слухи, что ее в Ригу привез какой–то моряк из Египта для своей невесты–рижанки… И вот в 2000 году с нами начал работать французский архитектор Бруно Десландес (определивший, что надо срочно закрывать Домский собор. — И. М.). Он и решил вместе с нами: пора изучить мумию.

Работники музея начали консультироваться с разными специалистами, в частности из Лувра, которые подготовили рижанам программу по исследованию. Чего только наши специалисты не предпринимали, пока не решились сделать… рентген мумии. Спасибо доктору Маре Эпермане, которая сделала не только рентген, но и очень дорогую компьютерную томографию (проспонсировал все Центр морской медицины в Вецмилгрависе).

— Ведь мы даже не знали, пустая мумия или нет! А на рентгеновском снимке стал виден скелет мужчины, рядом с которым лежали охранные восковые шарики, покрытые золотом. Вместе с медиками мы выяснили, что мумифицированный человек был 160 сантиметров ростом (кстати, очень высокий по тому времени), его возраст — примерно 35–37 лет, что тоже неплохо, поскольку в то время люди долго в Египте не жили, даже до сорока не все дотягивали. Еще медики рассказали, что древние врачи удалили нашему "подопытному" один зуб.

Потом мы все проанализировали, и теперь я могу еще добавить: человек не был бедным. Об этом свидетельствуют изображения внутри саркофага — над головой мумии расправил крылья бог Гор, как бы закрывая покойного от хранителя царства мертвых Анубиса, рядом — жрецы, исполняющие обряд мумифицирования. Последнее тоже доказывает довольно высокий статус человека в обществе, ведь простых смертных закапывали без всяких почестей.

Очевидно, он был писцом, врачи подчеркнули: его кости не деформированы рабским трудом, вдобавок одно плечо немного выше второго. Значит, скорее всего, он много писал. Вы скажете: в древнем Египте не было писцов! Верно — во времена раннего царства и объединения Нижнего Египта с Верхним их не могло быть. Однако после еще более тщательного анализа стало ясно: человек — ровесник Клеопатры, то есть мумия позднего Египта, а это уже римский период, — отмечает собеседница.

В какой–то момент историки узнали и о появлении мумии в Риге. И загадочный моряк тут ни при чем. Оказалось (это подтверждает грамота, обнаруженная в Музее истории Риги и мореходства), в 1902 году некая дама Киберле благодаря поддержке вице–консула Российской империи в Египте купила мумию, ранее найденную близ храма правительницы Хатшепсут в месте Делелбари, в Каирском музее и привезла в Ригу — город российской губернии.

— В процессе совместной работы с египтологами из Франции, в частности со всемирно признанным профессором Жаном Лекланом, который сорок лет занимался раскопками в Египте, мы близко познакомились с коллегами, а потом и подружились с сотрудниками из Лувра. После истории с мумией французы решили провести в музее выставку фотографий с последних раскопок в Египте. А потом меня пригласили в Лувр!

Когда я там впервые оказалась, эмоций было действительно много! Это же сам Лувр! Причем я могла спокойно рассматривать бесценные экспонаты — допустим, ту же "Джоконду" или "Мадонну в гроте", не второпях с туристами, а сама, спокойно, в дни, когда Лувр оставался закрытым для посетителей. Разумеется, основная работа во французском музее была посвящена Древнему Египту. Кстати, в Лувре экспозиции по египтологии отведены два этажа. Можно себе представить, сколько всего интересного там нашла! Вернувшись в Ригу, я уже совсем иначе воспринимала историю великой египетской цивилизации, — замечает искусствовед.

Теперь в музее уже очень активно сотрудничают, обмениваются опытом с Лувром. Хотя Байбе Убурге не привыкать к международным проектам. Так, в прошлом году она была куратором большой двухмесячной выставки экспонатов из Эрмитажа. Из Санкт–Петербурга доставили коллекцию французских мастеров по стеклу XIX века Эмиля Галле и братьев Дом. Впервые в Латвии были показаны знаменитые вазы, некоторые из них даже хранились при императорском дворе, находились в кабинетах Николая II и Александры Федоровны. Причем три вазы из стекла оправлялись по заказу Александры Федоровны в серебро мастерами Фаберже! Кстати, в декабре в Латвийском музее зарубежного искусства откроется выставка крестов из Литвы. Мастерство литовцев, резчиков крестов, занесено в наследие мировой культуры ЮНЕСКО. Поверьте, будет на что посмотреть!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!