На фоне заявления министра обороны Раймонда Вейониса о необходимости "искать способы продолжить санкции или, возможно, ввести новые", а также слухов о том, что российские банки отключат от системы SWIFT, портал DELFI разбирается в очередной истории дня — какие еще санкции могут ввести против России ее, как говорит Владимир Путин, "западные партнеры".
Какие санкции уже введены
Полный список введенных против России, самопровозглашенных на востоке Украины республик и, отдельно, Крыма — огромен. Ключевыми можно считать следующие:
- запрет на въезд в страны ЕС и США ряда физических и юридических лиц, многие из которых, как считается, приближены к президенту России, а другие, по мнению ЕС и США, несут ответственность за присоединение Крыма к России и/или эскалацию конфликта на востоке Украины; замораживание "всех средств и экономических ресурсов, которые принадлежат, находятся в собственности или контролируются данными лицами";
- эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию;
- запрет на долговое финансирование трех топливно-энергетических компаний России: "Роснефти", "Транснефти", "Газпром нефти"; трех крупнейших оборонных концернов России: "Уралвагонзавода", "Оборонпрома", "Объединенной авиастроительной корпорации".
- ограничение долгосрочного финансирования и инвестиций для пяти российских банков: "Сбербанка России", ВТБ, "Газпромбанка", "Внешэкономбанка", "Россельхозбанка";
- полный запрет на инвестиции в Крым и Севастополь, запрет на ведение бизнеса с физическими и юридическими лицами; запрет на поставки в Крым около 200 наименований товаров.
Кто говорит о новых санкциях
Разговоры о новых санкциях начались после эскалации конфликта на востоке Украины — обстрела Донецка и его окрестностей, наступления ополченцев ДНР и ЛНР и обстрелов Мариуполя, источник которых наблюдатели ОБСЕ нашли на территориях, подконтрольных ополченцам.
В понедельник, 26 января, состоится экстренное заседание Постоянного совета ОБСЕ, второе за последние семь дней. В четверг, 29 января — внеочередное заседание министров иностранных дел стран-членов ЕС. Ожидается, что и там, и там будут сделаны достаточно громкие и резкие заявления по ситуации на Украине. О новых санкциях со стороны ЕС, как ожидается, может быть объявлено 12 февраля. Речи об отмене части санкций (об этом еще недавно осторожно говорили европейские политики) уже не идет.
О санкциях со стороны США ясно и недвусмысленно заявил президент Барак Обама. "Мы глубоко озабочены последними фактами нарушений режима прекращения огня [на Украине] и той агрессией, которую проявляют сепаратисты при поддержке России, при помощи российской техники, российского финансирования, российского обучения и российских войск… Мы будем следовать выбранному в прошлом курсу и усилим давление на Россию. Я ознакомлюсь с дополнительными возможностями, доступными для нас — исключая военную конфронтацию — и попробую заняться этой проблемой".
Какие еще санкции могут ввести против России
О том, что США в отношении России действует по "иранскому сценарию" WSJ писал еще в конце июля прошлого года. Против Ирана санкции тоже вводились постепенно, а закончилось это полным запретом на проведение финансовых операций и, де-факто, эмбарго экспорта из Ирана нефти и ее производных.
С тех пор прошло полгода, и "иранский сценарий" стал еще более реальным — США уже опробовали следующий его шаг, прямо запретив своим компаниям вести бизнес в Крыму, а ЕС ввел против полуострова "полумеры", которые также осложняют работу с большинством резидентов бывшей, с точки зрения России, части Украины.
Напомним, что в 2010-2012 годах США и ЕС запретили экспорт иранской нефти, а также запретили своим финансовым структурам вести расчеты с центробанком страны. Теоретически США и ЕС могут пойти на этот шаг и в отношении России, однако последняя значительно более интегрирована в энергетический рынок ЕС, чем Иран. Однако в Вашингтоне, пишет WSJ, видят много общего в ситуациях с Россией и Ираном и искренне уверены, что "мягкая" дипломатия уже абсолютно не работала в случае с Тегераном, не работает она теперь и с Москвой.
На реплику "если санкции, эмбарго или отключение системы SWIFT инициирует США, еще не факт, что ЕС последует за ней, верно?!" в истории также есть ответ. Даже несколько. После событий 11 сентября 2001 года Буш пригрозил изгнанием из США всех компаний и банков, работающих с теми, кто был признан ответственными за атаки. В случае с Ираном в 2010 году американский госаппарат фактически поставил ультиматум, и зарубежным компаниям и банкам было предложено выбирать, где вести бизнес — в США или Иране, потому что и там, и там одновременно они работать не могли. Такой же трюк США проделывали еще раньше, в 1990-х, когда ужесточали экономическую блокаду Кубы.
Уроки истории также говорят нам, что любые, даже исключительно суровые, вроде полной экономической блокады, законодательные инициативы в США возможны, если предварительно подвести под них "террористическую" базу. Причем это было актуально и до событий 11 сентября 2001 года. Например, весь "пакет санкций", принятых США в 1980-1990-х в отношении Кубы стал во многом возможен из-за того, что 1 марта 1982 года США объявили Кубу "страной-спонсором терроризма". Сегодня достаточно признать ДНР и ЛНР террористическими организациями, и у западных законодателей значительно развязываются руки и в отношении тех, кто им помогает.
Поэтому ответ на вопрос "какие еще санкции можно ввести против России" очень прост: любые, от расширение санкционных списков "невъездных" и до запрета вести бизнес на отдельных территориях, в отдельных отраслях или против отдельных компаний. Например, "запретив" Калининград, можно больно ударить по российскому автопрому, так как там находится несколько заводов по сборке иномарок. Список отраслей с "нефтяные" и "оружейные" можно расширить на, например, санкции в области IT, отключив россиян от западных интернет-сервисов. Можно больно ударить по целым системам, "запретив SWIFT" (на практике это, скорее всего, будет звучать как запрет на расчеты американских банков с российскими, так как SWIFT - это частная бельгийская компания, и США напрямую не подчиняется).
Если дело станет совсем плохо, США и ЕС даже могут возродить практику персональных санкций, направленных против главы государства. Например, вслед за санкциями 2006 года против главы КНДР Ким Чен Ира, когда в Северную Корею был запрещен импорт часов Rolex, коньяка Hennessy и других предметов роскоши, запретить в Россию импорт чего-нибудь, что любит Владимир Путин.
К каким последствиям ранее приводили санкции
Санкции против Ирана, теоретически, как будто возымели действие — между страной и Западом начался диалог, который может привести к полному снятию всех ограничений. То есть в США многие уверены в том, что санкции, причем не какие-то там блокады древности, а самые, что ни на есть современные, на самом деле работают. Однако в случае с Ираном для каких-то подвижек потребовались десятилетия.
Санкции сработали и против ЮАР, где, отчасти, с их помощью был смещен режим апартеида. О результатах санкций против Ирака историки еще долго будут спорить, но если судить по результату на сегодняшний день, то они оказались разрушительными. Относительно успешными считаются санкции против Ливии в 2003-2004 годах. А вот санкции против Сирии, которую вот уже который год раздирает сначала гражданская, а сегодня уже и не совсем ясно какая война, оказались не слишком эффективными.
Будет ли глобальная война из-за введения санкций
Следует также помнить, что в отдельных случаях санкции приводили к куда более печальными, с точки зрения глобальной политики, последствиям. Например, санкции против Японии в начале 1940-х годов (когда США ограничили импорт в Страну Восходящего Солнца металла, угля, нефти и других полезных ископаемых) фактически ускорили принятие решения о вступлении Японии во Вторую мировую войну.
О войне в интервью немецкой Handelsblatt еще в начале декабря заявил и глава российского ВТБ Андрей Костин. Комментируя возможность отключения России от SWIFT, он заявил, что в день отключения российских банков от системы SWIFT посол США в РФ должен будет покинуть Москву. "По моему личному мнению, введение подобных санкций будет означать войну", — сказал тогда Костин.
С другой стороны, некоторую надежду дает то, что для США и Россия, и Украина с ее востоком, и санкции против Крыма - далеко не самая актуальная проблема. Доказательством этому является ежегодное послание Барака Обамы Конгрессу. В нем 6537 слов (в этой статье их менее 1300), из них про Кубу сказано 127, про Иран 164, а про Россию и Украину - 75. Ровно в четыре раза меньше, чем о сотрудничестве с Китаем в области борьбы с глобальным потеплением.