Во вторник, 14 июля, Иран и страны "5+1" (США, Россия, Франция, Великобритания, Китай + Германия) заключили, вне всякого сомнения, историческое соглашение, в рамках которой Тегеран отказался от ядерного оружия в обмен на отмену санкций. Портал Delfi разбирается, почему новое соглашение — как те старые игрушки, что "вроде, все такие же, но уже не радуют".
Зазор: положительная разность между соответствующими размерами охватывающей и охватываемой деталей. Обеспечивает возможность относительного перемещения собранных деталей.
13 лет борьбы, два года переговоров
Вопросы у Запада и, особенно, Израиля, иранская ядерная программа начала вызывать с августа 2002 года, когда стало известно о том, что под городом Эрак был тайно построен завод по производству тяжелой воды, а под Нетензом — комбинат, занимающийся обогащением урана. Это прямо указывало на то, что в Иране идут работы, которые способны привезти к созданию собственного ядерного оружия.
Беспокойство это объяснялось тем, что после исламской революции 1978 года Иран является теократией - то есть страной, фактически, руководит духовный лидер, который даже во внешней политике может руководствоватьcя не совсем рациональными соображениями. Первые лица Ирана неоднократно говорили, что хотели бы увидеть Израиль в руинах. Кроме того, считается, что Иран через Стражей Исламской революции создал террористическую организацию "Хезболлла", а также финансирует все террористические группировки шиитов на Ближнем Востоке и тайно стоит за каждым значимым конфликтом в регионе.
До 2006 года МАГАТЭ и международное сообщество с переменным успехом вели с Тегераном переговоры по ядерной программе. Иран неистово сопротивлялся, в итоге это привело к международным санкциям, и страна оказалась отрезанной от экономики всего мира. В частности, Ирану запретили легально торговать нефтью.
В 2009 году президент США Барак Обама объявил о существовании секретного обогатительного комбината близ иранского города Кум. Фактически, он располагался на бывшей базе Стражей Исламской революции, что сразу же сделало намного более реальными предположения о том, что Иран на самом деле обогащает уран именно с военными целями.
Тогда же израильский премьер Биньямин Нетаньяху произнес свою историческую речь, показав (на фото), насколько близок Тегеран к созданию атомной бомбы. Над Ираном навис призрак международной военной операции или, хотя бы, воздушных ударов со стороны США и Израиля. Последний особенно настаивал на военном решении конфликта, заявляя о том, что как только Иран сделает ядерную бомбу, то она тут же упадет на какой-нибудь израильский город.
В скобках отметим, что в мире есть один пример относительно мирного существования двух ядерных держав, которые мечтают уничтожить друг друга — это Индия и Пакистан. Но там у власти все же светские правительства. При этом Израиль никогда официально не подтверждал наличие собственного ядерного оружия (но даже ближайший союзник, США, полагает, что ядерные боеголовки у Израиля все же есть).
Однако военного удара по Ирану в 2009-2010 годах не последовало — мировое сообщество просто окончательно отвернулось от страны, "закрутив гайки" санкций и, фактически, полностью изолировало Тегеран.
В ноябре 2013 года начались переговоры в формате "5+1". Долгие 20 месяцев представители США, России, Китая, Франции, Великобритании и Германии встречались с высокопоставленными иранскими чиновниками в разных местах по всему миру. Израиль исключили из переговорного процесса, и тому ничего не оставалось, как разработать компьютерный вирус, который бы позволял ему шпионить за "партнерами".
После месяцев взлетов, падений, обвинений, уступок и согласований сделка впервые была анонсирована 2 апреля 2015 года и еще тогда портал Delfi подробно рассказал, к чему идут стороны в материале с вполне "говорящим" заголовком: "История дня. Как Иран меняет ядерную бомбу на McDonald's и отдых в Каннах".
О чем конкретно договорились стороны
Иран в рамках достигнутого соглашения обязался отказаться от любых попыток создания или приобретения ядерного оружия. Контролировать это будет МАГАТЭ, которой дозволено инспектировать ядерные объекты Ирана, хотя делать это можно будет лишь "по доброй воле" Тегерана. При этом у МАГАТЭ будет возможность провести расследование и выяснить, чем конкретно Иран занимался в рамках своей ядерной программы.
Тегеран также сохранит все свои ядерные объекты и, более того, получит международную помощь в создании атомных электростанций.
Взамен Совет безопасности ООН снимает все санкции в отношении Тегерана, открывая ему доступ на международные финансовые рынки, позволяя европейским и американским компаниям вести с ним торговлю и покупать нефть. То есть, позволит иранцам заработать на те самые "McDonald's и отдых в Каннах". Важно также, что отменены ограничения и для иранских студентов, которые до сих пор не могли получать за рубежом образование по ряду дисциплин, так или иначе связанных с ядерной энергетикой.
Кроме того, Иран сможет легально покупать зарубежное оружие (не ядерное), хотя и с некоторыми пятилетними ограничениями, суть которых пока не до конца ясна.
Почему заключенное соглашение никого не радует
О том, что достигнутое соглашение — довольно хрупкий компромисс, которого могло и не быть, говорит тот факт, что с 2 апреля, когда появилась основа для соглашения, переговоры с Тегераном не раз и не два заходили в тупик. Еще 6 июля, неделю назад, Джон Керри говорил, что переговоры могут и не увенчаться успехом. Почему все так сложно?
Прежде всего — для правящих партий Израиля и властей Саудовской Аравии, двух влиятельных государств региона, это соглашение является сущим кошмаром. Обе страны предпочли бы, чтобы Иран если что и подписал, так это капитуляцию после долгой и кровопролитной войны с полным уничтожением всех его ядерных объектов. Израиль, десятилетиями изучавший опасного соседа, просто не верит Тегерану и не верит в способность МАГАТЭ контролировать ядерную программу. В Тель-Авиве прямо говорят, что достигнутое соглашение — это "лицензия на убийство". Убийство, понятное дело, израильтян.
Суннитская Саудовская Аравия, как раньше сообщалось, жаждет уничтожения шиитского Ирана настолько сильно, что готова была оплатить военную кампанию США, если бы Барак Обама решился на военную операцию. Это яркая иллюстрацией того, что религиозные конфликты не только не исчезли в XXI веке, но и являются движущей силой внешней политики многих, вроде бы вполне современных стран.
США тоже не выглядят победителями. Во-первых, они серьезно подрывают свои партнерские отношения с Израилем, для которого достигнутое соглашение просто неприемлемо. Во-вторых, США, доказав в 2009 году, что Иран врал и скрывал свои ядерные объекты, довольно долгое время добивались резкого сокращения ядерной программы Ирана, если не ее полного закрытия. И тот факт, что в соглашении прописано сохранение всех ядерных объектов Тегерана — явное поражение для Барака Обамы.
Существует мнение, что США пошли на ядерную сделку с Ираном лишь для того, чтобы получить возможность обуздать "Исламское государство" и входящие в эту раковую опухоль Ближнего Востока террористические группировки. Часть из них совершено явно подпитываются из Тегерана, и в США надеются немного "прикрутить краник" и начать бороться не с симптомами болезни, а с ее причиной.
Для России соглашение с Ираном не до конца выгодно из-за того, что во время действия эмбарго на поставки нефти Тегеран накопил порядка 40 млн. баррелей нефти, которые в обозримом будущем поступят на рынок и если и не вызовут понижения цены на нефть, то уж точно не позволят ценам подрасти. Плюс, Тегеран собирается нарастить добычу до 1 млн. баррелей в сутки. С одной стороны, это всего лишь 1% от мировой добычи, с другой - это все равно "лишний" миллион баррелей, который не способствует снижению цены. Впрочем, скептики говорят, что до реальной отмены санкций и начала продажи нефти пройдет какое-то время, так что иранская нефть поступит на рынок не завтра и даже, возможно, не в этом году.
В самом Иране не все так просто. Пока простые люди выходят на улицы и радуются отмене санкций, нельзя забывать о существовании такого влиятельного военного крыла, как Корпус Стражей Исламской революции. Оно, как считается, до сих пор контролировало основные экономические потоки, извлекая прибыль из ситуации с санкциями и финансируя, в том числе, действия хуситов в Йемене и другие "горячие точки" Ближнего Востока. "Горячие парни" с "калашниковыми" наперевес едва ли в полной мере приветствуют отмену санкций.
Кроме того, отказавшись от создания ядерного оружия и согласившись на расследование МАГАТЭ, Иран потенциально лишился мощного инструмента международной политики и поставил себя в уязвимое положение. Ведь если откроется, что он на самом деле создавал ядерное оружие, врал МАГАТЭ и мировому сообществу, и только санкции остановили программу — будет неприятно.
Более или менее индифферентны европейские страны и Китай. Для них Иран — лишь еще один торговый партнер, а достигнутое соглашение гарантирует, что в довольно радикально настроенной ближневосточной стране не появится ядерное оружие.
Надо подождать и посмотреть
Напоследок отметим, что все эти выводы — предварительны. Соглашение еще не опубликовано и не ратифицировано парламентами. В его рамках будет подписано еще множество документов, а лидеры разных стран проведут массу переговоров, согласовывая свои позиции. И насколько очевидно, что противники ядерного оружия и санкций, как таковых, могут праздновать победу, настолько же ясен и тот факт, что вокруг ядерной проблемы Ирана сплелся тесный клубок взаимных интересов и подковерных интриг, распутывать который эксперты и политологи будут еще долгие месяцы.