Foto: Кадр из видео
Малому бизнесу не стоит слишком сильно бояться неожиданных проверок. Но при этом надо очень внимательно изучать информацию о штрафах, не рассчитывать на то, что все удастся решить с помощью взяток и быть готовым к перерегистрации — таков основной вывод четвертой серии программы "Запрещенный прием" Латвийского телевидения, посвященной открытию собственного бистро в Юрмале.

LTV продолжает свой сериал про то, с какими трудностями сталкиваются люди, которые хотят открыть малый бизнес в Латвии. Для этого журналисты открыли этот бизнес сами, сняв про это пять специальных выпусков программы "Запрещенный прием". Накануне в эфир вышла четвертая часть, посвященная различным проверяющим службам, которые могут побеспокоить бизнесменов внезапными проверками. Про первую, вторую и третью части Delfi уже писал.

В этот раз "бизнесмены" решили испытать свой бизнес на прочность и проверить его государственными инспекциями. Поскольку шансы на то, что кто-то на них пожалуется, были малы, журналисты взяли дело в свои руки и сами выступили в образе ябед.

В Продовольственно-ветеринарную службу (ПВС) они сообщили о подозрении на использование старого масла при жарке картошки, а также на наличие волос в порциях. Службе госдоходов (СГД) рассказали про то, что в бистро Frics не дают чеков и платят зарплату в конверте (даже попытались точно сказать, когда и где она будет выплачена). Государственной инспекции по труду (ГИТ) поведали о том, что с работниками не заключен договор, а Государственной пожарно-спасательной службе (ГПСС) нажаловались на явные проблемы с пожарной безопасностью.

И стали ждать проверок.

В ПВС предложили взятку

Foto: F64

Продовольственно-ветеринарная служба стала первой. К удивлению сотрудников бистро, инспектор предупредила о проверке заранее, но это было только первое и не самое тяжкое нарушение. На месте она рассказала о том, что работает в "этой противной службе" уже 20 лет, нашла несколько нарушений и прозрачно намекнула, что может "решить вопрос" за 30 евро.

Журналисты согласились, однако в момент передачи денег раскрыли карты и сообщили, что они работают над телепередачей. Женщина тут же вернула деньги и заявила, что ее не беспокоит возможное увольнение (она, по ее словам, в любой момент может выйти на пенсию). Она также сказала, что решила "помочь" только потому, что фирма маленькая, никакой кухни у нее нет и никакой настоящей опасности для клиентов ее нарушения не представляют.

После жалобы в ПВС на взяточницу бистро Frics дождался двух ответов. Во-первых, инспектора уволили, о случившемся проинформировали KNAB. Во-вторых, в бистро пришли новые проверяющие, которые нашли массу нарушений и составили длинный протокол, по результатам которого бизнесу грозил штраф на сумму от 20 до 700 евро. В итоге, впрочем, отделались почти что легким испугом — штрафом в 25 евро. А также получили к оплате счет на уплату дорожных расходов инспекторов — 51,70 евро. Если бы были невиновными, то и не платили бы.

СГД и ГПСС с проверками не спешат

С СГД случился прокол. Пожаловались на чеки по "телефону доверия" — и ничего, прошел целый месяц, но с проверками так никто и не явился. Ровно то же самое произошло с жалобой на зарплату в конвертах. В этом случае, помимо жалобы на телефон, "бизнесмены" также пытались достучаться до конкретного работника "налоговой", однако получили ответ: пользуйтесь телефоном доверия.

Государственная пожарно-спасательная служба, которая, казалось бы, после трагедии в Maxima в Золитуде должна бдить, тоже не проявила особого интереса. Журналисты с большим трудом нашли кому пожаловаться на обнаруженные проблемы. В итоге им дали мобильный(!) телефон начальника одного из участков. Тот заявил, что устно жалобы не принимают, надо идти и писать заявление.

Что ж, написали заявление, прошло две недели — реакции нет. Позвонили еще раз, получили информацию о получении жалобы, но в гости опять никто не пришел. Спустя какое-то время заявитель получил из ГППС ответ о том, что инспектор выехал на место, но здание находится в законсервированном состоянии и проверку провести нельзя. В качестве доказательства приложил фото с закрытым бистро.

Изучив EXIF-данные снимка, журналисты поняли, что фото было сделано в 11:15 утра. Однако бистро работает с 12 часов дня, о чем есть надпись на вывеске. Если бы Frics оштрафовали, это обошлось бы его владельцам в сумму от 280 до 400 евро. Но формальный подход ГППС показывает, что штрафовать малый бизнес им не интересно.

"Зондер-команда" из ГИТ

Эксперимент можно было бы считать лишь частично удавшимся, но "выручила" Государственная инспекция по труду, работница которой очень внимательно выслушала жалующегося ей на нерадивого работодателя "работника" бистро Frics. По ее словам, отказ от заключения договора — это очень серьезно, но чтобы ГИТ могла помочь человеку, заявление надо писать лично. А если пожаловаться по телефону, то проверка придет, но будет лишь "общей".

В итоге "сотрудник" и работница ГИТ по телефону устно договорились о проверке в конкретный день и конкретное время (когда "нелегально" устроенный сотрудник точно работал). В назначенное время пришли сразу два инспектора. Причину проверки не назвали, сразу напугали штрафом "от 700 евро". Когда им не смогли предъявить договор с сотрудником, составили протокол о нарушении.

Журналисты обыграли ситуацию, когда "раскаявшийся" сотрудник пытается все отыграть, но нет — "фарш невозможно провернуть назад". Отозвать можно только письменную жалобу, а если она устная, инспекторы прибыли на место и (самое главное) работник уже написал объяснительную, то ничего отыграть назад нельзя.

700 евро штрафа — баснословные для крошечной фирмы деньги, и платить их не было желания. "Бизнесмены" вспомнили про "ангела-хранителя", который еще в первой серии предлагал им своего рода "крышу" от разного рода государственных проверок. Но и тут беда. По его словам "все решаемо, кроме зондер-команды, которая занимается вопросами нелегальной занятости". Зато он предложил переписать фирму на новое имя.

Юрист, к которому они обратились за помощью, предложил то же самое: подать апелляцию на штраф, затянув его исполнение и, пока суд да дело, ликвидировать юридическое лицо: "нет человека — нет проблемы — нет штрафа".

Впрочем, Frics штраф платить было и не надо — на самом деле работник был устроен легально. А вот ответственности за ложное сообщение в ГИТ, кстати, нет.

Почему СГД не пришла с проверками; другие выводы

Foto: LETA
В ходе эксперимента "бизнесмены" оказались в уникальной ситуации — они не только пожаловались СГД на нарушения, но и имели возможность почувствовать на своей шкуре результаты этого своего действия. Точнее — отсутствие результатов. Почему нет реакции на жалобы на "телефон доверия"? И почему в ситуации, когда работник жалуется на зарплату в конверте, его "отфутболивают"?

Как рассказала передаче руководитель СГД Инара Петерсоне (на фото), абсолютно вся информация, попадающая на телефон доверия, обрабатывается и заносится в базы данных оценки рисков. Когда количество данных там превышает определенный порог, СГД принимает решение о проверке. Frics было просто слишком молодым и слишком маленьким бизнесом, чтобы одна жалоба запустила процесс проверки. Что до ситуации с зарплатой в конверте, то она признала некорректность действия работников и заверила, что обычно при поступлении такой жалобы проверка все же организуется. Видимо, журналистам надо было быть более настойчивыми.

Марис Балодис, генеральный директор Продовольственно-ветеринарной службы, защитил практику выписывания счета за "услуги" инспекторов, которые еще и накладывают штрафы. По его словам, проверка была вне плана, так как с предприятием была договоренность о том, что оно в месячный срок устранит все нарушения. Месяц прошел, новая проверка показала, что ничего устранено не было — почему налогплательщик должен платить за то, о чем ПВС договорилась с бизнесом?

Что касается вопроса несоразмерности штрафов — 700 евро в одной "конторе" и 25 в другой — то внятного ответа на это журналистам добиться не удалось. То есть начинающим бизнесмена надо считаться с тем, что некоторые штрафы могут быть просто чудовищными. И учитывать это. Или следовать советам юристов и "решальщиков проблем" — дыра с постоянной перерегистрацией фирм на все новые юридические лица все еще не закрыта.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!