Были ли эти семь лет простыми и гладкими? Нет, над рижским градоначальником несколько раз собирались тучи, и огромное количество эпизодов разной степени скандальности не стали поводом даже для разговора об отставке. Портал Delfi рассказывает о некоторых эпизодах игры "Свергни Ушакова", которая все эти годы идет в одни ворота.
"Тучи", которые "собирались" над головой Нила Ушакова — это, конечно, фигура речи. В Латвии председателя думы любого города насильно отправить в отставку может только сама дума — большинством голосов. Это наглядно демонстрирует мэр Вентспилса Айвар Лембергс, который вот уже много лет находится под давлением со стороны как судебной власти, так и Кабинета министров — и все равно остается на посту. Просто потому, что Городская дума Вентспилса не спешит голосовать за его отстранение от должности.
Поэтому, пока Нил Ушаков пользуется поддержкой своей партии "Согласие" и дружественной "Честь служить Риге", насильно сместить его с должности не может никто. Хотя, конечно, и помешать уйти добровольно ему тоже не может никто.
Матерное слово не воробей
В первый же год своего правления рижский градоначальник во время заседания думы позволил себе тихо, но достаточно отчетливо выругаться матом. Эпизод попал в объективы камер, и вскоре зазвучали первые призывы отправить Ушакова в отставку (к этому, в частности, призывал председатель партии "Гражданский союз" Гиртс Валдис Кристовскис).
Нил Ушаков публично извинился за этот случай, и никаких видимых последствий эпизод не имел (даже несмотря на открытое административное дело). Допускаем, что большая часть избирателей об этой истории давно забыла.
Референдум как тест на лояльность
Однако партиям не удалось даже договориться о том, чтобы созвать символическое заседание, на котором вопрос о доверии Ушакову был бы вынесен на голосование. Вероятно, оппозиция прошла к выводу, что это бесперспективное занятие — "Центр согласия" и ЛПП/LC имели в думе подавляющее большинство и публично поддержали мэра.
Не помог даже призыв к министру регионального развития Эдмунду Спруджсу (ПРЗ) — в министерстве не увидели никаких оснований оценивать действия Ушакова "как частного лица".
Трагедия в Золитуде: оценку даст избиратель
Мэр Риги Нил Ушаков в отставку не подал, позже объяснив, что меру его ответственности за произошедшее должны оценивать избиратели (очевидно, они должны это сделать 3 июня 2017 года). Единственным чиновником Рижской думы, добровольно ушедшим в отставку, стал руководитель Рижского строительного управления Андис Цинис (на фото выше). Он скончался 17 февраля 2014 года, чуть менее чем через три месяца после трагедии.
Практически все политические противники Ушакова в момент трагедии требовали его отставки: сопредседатель Национального объединения Райвис Дзинтарс, экс-президент Вайра Вике-Фрейберга, думская оппозиция. Ушаков ответил пространной колонкой. В итоге вопрос о доверии Ушакову даже был вынесен на голосование думы. Депутаты правящей коалиции подтвердили, что вполне рижскому градоначальнику доверяют.
На этом кризис не миновал — в начале 2014 года лидер фракции Национального объединения в Рижской думе Байба Брока вновь подняла вопрос об отставке Нила Ушакова, припомнив ему не только трагедию в Золитуде, но и "неприемлемый стиль руководства" и "допущенные им грубые ошибки". Особого успеха инициатива тоже не имела.
Скандалы и уголовные дела как об стенку горох
Популярность мэра Риги не в состоянии поколебать десятки других историй, в которых так или иначе замешаны чиновники, прямо или косвенно подчинявшихся Ушакову. Перечислять можно очень долго. Взять, например, курьезный случай с привлечением подчиненных к уборке картошки на даче председателя Комиссии по приватизации жилых домов Рижской думы; арест бывшего начальника Rīgas nami; скандал с главой квартирного управления департамента по жилищным вопросам и окружающей среде Арией Стабиней; большое дело о взяточниках в Рижской думе; гибель молодого человека на Вантовом мосту; скандал с "нановодой" за сотни тысяч евро в Rīgas satiksme; фиктивное "исследование", за которое советник мэра Риги получил 35 тыс. евро; дело о взятке в департаменте жилья и окружающей среды Рижской думы (после которого последовала "месть").
Рига — город маленький, страшно узок круг его истеблишмента. Расклад симпатий избирателей тоже всем понятен. И, главное, семь лет — это большой срок. Вполне достаточный, чтобы в твою непотопляемость — и, как следствие, бесперспективность любых разговоров о "несоответствии" — так или иначе поверили даже самые заклятые твои враги. Если не Ушаков, то кто? Варианты ответа на этот вопрос должны появиться уже в ближайшее время.
Пока же все выглядит как на известной карикатуре с велосипедистом, вставляющим палку в колесо. До тех пор, пока мэр Риги (или кто-то из друзей по коалиции) не возьмет в руки эту палку, велосипед будет катиться по свежепостроенной велосипедной дорожке.