Fоtо: F64
Задержание миллионера Юлия Круминьша, обыск в роскошной квартире теперь уже бывшего мэра Юрмалы Гатиса Труксниса, разговоры о возможной взятке судье Курземского района Риги и тайном финансировании "зеленых" руководителями фирм, работающих в Рижском порту — как все это связано? Портал Delfi пытается разобраться, насколько это возможно, в запутанных связях фигурантов сразу нескольких уголовных дел, которые разворачиваются на наших глазах.

Центральными персонажами очередного "Юрмалгейта" являются миллионер "старой школы" Юлий Круминьш и его "правая рука", финансист Йорен Райтумс. Видимая часть истории делится на три части:

  • Подозрения в незаконном финансировании партий "No sirds Latvijai" и Союз "зеленых" и крестьян;
  • Подозрительные отношения Круминьша с теперь уже бывшим мэром Юрмалы Гатисом Трукснисом, который на непонятных условиях жил в роскошных апартаментах, принадлежащих фирме дочери Круминьша;
  • Дело о взятке судье Курземского района Риги за решение дела в пользу старого знакомца Круминьша.

Особый интерес и значимость делу придает тот факт, что освобожденному под подписку о невыезде Юлию Круминьшу запрещено общаться с 14 людьми, каждый из которых, по словам его адвоката Эгона Русанова, "личность в Латвии более или менее известная". Это значит, что по мере развития дел, в них могут всплывать все новые и новые громкие имена. В сегодняшней публикации в журнале Ir одно такое имя уже всплыло — экс-президент Латвии и миллионер Андрис Берзиньш.

Кроме того, головы могут покатиться и "за кадром", незаметно для публики. Один пример: Юлий Круминьш признался, что "просил" владельцев фирм, работающих в Рижском порту, о финансировании СЗК. И они якобы могли откликнуться на его просьбу, но тайно и через подставных лиц, поскольку опасались гнева Нила Ушакова и Андриса Америкса.

Эпизод первый. Нехороший закон

Fоtо: F64
Законодательство в части финансирования политических партий в Латвии строгое. Каждый может пожертвовать на нужды любой партии или политического объединения лишь сумму в размере, не превышающем 50 минимальных зарплат, причем доход должен был быть получен в течение последних двух лет. Жертвовать через посредников также запрещено. Из-за столь суровых ограничений партии начинают сбор средств на выборы заранее и, вероятно, нередко используют различные схемы.

Юлий Круминьш подозревается БПБК в организации одной из таких схем, причем в связи с такими "вливаниями" в публикации журнала Ir всплыли имена экс-президента Латвии Андриса Берзиньша и главы парламентской фракции СЗК Аугустса Бригманиса.

По данным издания, экс-президенту Берзиньшу как доброму соседу Круминьша по Сигулде, возможно, было поручено найти состоятельных формальных спонсоров, которые вместо настоящих жертвователей перечислили бы несколько десятков тысяч евро на предвыборные нужды СЗК. В свою очередь, Бригманис фигурирует как человек, ответственный за финансирование СЗК. Мэр Юрмалы Трукснис якобы держал его в курсе по поводу того, как идут дела с финансами.

Юлий Круминьш, с одной стороны, признает, что подобные схемы в Латвии применяются, однако он не видит в них ничего плохого, поскольку считает, что цель "поддержать в политике хороших людей" оправдывает такие средства. С другой стороны, он отрицает свою вину в этом эпизоде и утверждает, что никаких денег никому не давал, а максимум, что делал — это "звонил людям и просил, если можно, помочь".

По информации Ir, в этом году СЗК суммы более девяти тысяч евро пожертвовали семь человек. Как минимум двое из них очень хорошо знакомы Круминьшу. Это его старый друг Юрис Микелис, а также предпринимательница Татьяна Окладникова, у которой, по словам Круминьша, есть бизнес-интересы в Юрмале и которой он, по собственному признанию, действительно звонил с просьбой пожертвовать мэру Гатису Трукснису. Кто были остальные? Неизвестно, но, напомним, Круминьшу запрещено общаться с 14 различными и якобы известными в Латвии лицами.

Fоtо: LETA

По информации TV3, в БПБК полагают, что общая сумма незаконных пожертвований в адрес СЗК составила 135 тыс. евро. Подозреваемым по этому уголовному делу проходят Круминьш, Райтумс (на фото) и Трукснис. По информации TV3 фигурантом дела также является предприниматель Анри Курситис. Что касается пожертвований в адрес "No sirds Latvijai", то там тоже летят головы.

Но пока нас больше интересует именно Гатис Трукснис и его дела с Юлием Круминьшем, которые уже стоил мэру Юрмалы кресла.

Эпизод второй. Нехорошая квартира

Fоtо: LETA
Нынешний мэр Гатис Трукснис руководит Юрмальской думой с 2010 года (с небольшим перерывом). На прошлых выборах он оказался если не самым популярным, то одним из самых популярных городских политиков, получив "плюсики" от 92% избирателей. Однако народная поддержка и дружба с влиятельными бизнесменами не являются гарантией неприкосновенности.

Незаконные пожертвования в адрес СЗК — одна сторона медали взаимоотношений Труксниса и Круминьша. Другая — тот факт, что мэр города-курорта жил в самой роскошной квартире элитного жилого комплекса "Turaidas kvartāls", аренда которой на рыночных условиях стоит не менее 3,5 тыс. евро в месяц. Это Трукснису явно не по карману, поскольку в год он зарабатывает лишь немногим более 30 тыс. евро. Такого же мнения придерживается БПБК, которое пытается выяснить, на каких основаниях высшее должностное лицо проживало в 4-комнатной квартире с двумя террасами и камином в одном из самых дорогих жилых комплексов Юрмалы.

Юрмала для Юлия Круминьша — место намоленное, причем в почти прямом смысле. В свое время он потратил средства на строительства в конце улицы Йомас православного храма, внешний вид которого вызвал бурную дискуссию в городе и в архитектурной среде страны. Храм был придуман в архитектурном бюро DO Studio, владелец которого Дидзис Круминьш, по информации журнала Ir, находится в хороших отношениях с бывшим главным архитектором Юрмалы Андрисом Берзиньшем.

Тогда спор о внешнем виде храма дошел до Государственной инспекции по охране памятников, однако Берзиньш одобрил проект, а Юрмальская дума утвердила его за день до рассмотрения в инспекции, лишив последнюю возможности вмешаться. В 2013 году Юлий Круминьш в интервью Kas Jauns высоко отзывался о договороспособности Юрмальской думы нынешнего созыва. В свою очередь, за Do Studio в Юрмале закрепилась слава архитектурного бюро, умеющего "решать вопросы" с городскими властями.

Поэтому неудивительно, что в истории с комплексом "Turaidas kvartāls", которую подробно описывает Ir, фигурируют Круминьш, его партнеры и родные, а также все та же DO Studio.

Земля, на которой стоит комплекс, до 2012 года принадлежала нескольким государственным агентствам и ведомствам, но в конечном итоге была выкуплена фирмой MC Turaida Property, принадлежащей дочери Круминьша — Майе Чернявской. Общая сумма сделок составила примерно 570 тысяч латов.

Эти деньги Чернявская заплатила за территорию площадью 1,2 га, находившуюся в приморской полосе, и ограничениями на хозяйственную деятельность. Статус запрещал какое-либо строительство, однако в 2013 году Юрмальская дума сняла это ограничение и к 2015 году на этой территории была построена гостиница. Общие инвестиции в проект на той стадии составили 40 млн. евро, причем средства не были заемными — их вложил сам Круминьш.

Но жилой дом на территории по-прежнему строить не разрешалось. Это, конечно, было неприятно — налог на землю выше, да и доход потенциально меньше. Но и это ограничение решением Юрмальской думы было снято, что и позволило MC Turaida Property возвести комплекс жилых четырехэтажных зданий, в самой роскошной квартире одного из которых и поселился мэр Юрмалы Гатис Трукснис. Занималась проектом все та же фирма DO Studio.

В процессе сдачи объекта возникли сложности с выполнением санитарных норм. Способностей Do Studio не хватило для решения проблемы. Тогда, как рассказал Круминьш агентству LETA, ему пришлось позвонить министру здравоохранения Гунтису Белевичу.

К слову, нашлись люди, которым оказалось не все равно, что дума снимает ограничения на строительство в интересах семьи отдельного миллионера. Так, Общество охраны Юрмалы оспорило решение Юрмальской думы по снятию ограничений на строительство и дело сейчас находится в Конституционном суде, который вполне может решить его не пользу городских властей. Что тогда будет с элитным жилым комплексом? Вопрос открытый.

В интервью Ir Юлий Круминьш признался, что просто сказал дочери, чтобы она пустила пожить мэра Юрмалы в любую квартиру в "Turaidas kvartāls", какую тот только захочет. Но отметил, что является бизнесменом, и что если кто-то предложит ему за эту квартиру хорошие деньги, он "выкинет" Труксниса и "закинет" его в другую квартиру (выбор слов, вероятно, характеризует отношения Круминьша и Трукусниса).

Но Гатис Трукснис оказался не единственной жертвой щедрости семьи Юлия Круминьша. Оказалось, что "пожить" в элитный комплекс они пустили еще одного человека, в отношении которого у БКБП "есть вопросы".

Эпизод третий. Нехороший суд

Fоtо: LETA
Ко всем бедам Юлия Круминьша — обвинениям в нарушении закона о финансировании партии и подозрении о сращивании власти и бизнеса в Юрмале — добавляется еще одна: возможная дача взятки судье. Причем "просил" он отнюдь не за себя.

Речь идет о деле по взысканию долгов с нескольких лиц, в котором фигурирует старый знакомец миллионера — Юрис Микелис, руководитель фирмы Cleenhouse. По версии передачи De facto телеканала LTV, речь может идти о взыскании долгов в пользу Eirobūve Latvija. Правда, Микелис не зарегистрирован в качестве собственника или должностного лица в указанной компании, но является членом правления фирмы со схожим названием Eirobūve Rīga. Два предприятия принадлежат одним и тем же собственникам.

В какой-то момент Микелис рассказал о проблемах Круминьшу. Как на грех, председателем суда, в котором рассматривалось дело была Айя Орниня, а с ней Круминьша связывали или до сих пор связывают, несмотря на наличие другой спутницы жизни, романтические отношения. Во всяком случае, по признанию миллионера они с Айей Орниней регулярно улетают вместе отдыхать.

По версии источника Ir, Круминьш не только рассказал Орнине о проблеме своего старого приятеля, но и предложил взятку в размере 5000 евро за решение означенной проблемы. Сама судья отрицает факт получения денег, но не исключает, что Круминьш мог рассказать ей об этом деле: "Он вообще много говорит".

По данным источников Ir, Айю Орниню тоже "пустили пожить" в элитную квартиру в комплексе "Turaidas kvartāls". Она это признает, но говорит, что провела там "ночей пять" и просилась там лишь перезимовать, пока ищет новое жилье. Сейчас она отстранена от работы.

Fоtо: LETA

Вину фигурантов дел, конечно же, докажет суд — если он состоится, а это, по словам попавшего в больницу Круминьша, "вряд ли", так как никаких доказательств у следствия нет.

В разговоре с Ir он открыто хвастается, что в своей жизни давал много взяток, но давал другим, но среди них не было Орнини. "Я давал столько взяток, что даже и не знаю… Мне кажется, что я их через день даю", — говорит он и приводит в пример вождение за рулем — "Я все время езжу со скоростью 160-180 км/ч, но у меня ни в одной карточки нет никаких отметок, ни одного штрафа… Понимаете, я не могу ездить медленно, вот такой я от природы".

А затем развивает свою мысль: "Если люди в Латвии получают 400 евро в месяц, как они могут содержать семью? Тут надо давать, хочешь или нет. А им надо брать".

И предложил журналистам Ir деньги за то, чтобы в интервью не попали эти его высказывания.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !