Первой в мире газетой, напоминающей современные издания, принято считать издававшуюся с 1631 года во Франции "La Gazette". В России первыми стали рукописные "Вестовые письма", позднее названные на европейский манер — "Куранты". До наших дней сохранился экземпляр, датированный 1621 годом.
Первая общественно-политическая газета в Риге "Rigische Novellen" вышла на немецком языке в 1680 году — ее издали по приказу шведского короля Карла XI для улучшения информирования населения в Видземе. Газета выходила дважды в неделю и просуществовала до 1710 года.
Гордец Наполеон, девицы для богатых и одоление оспы
Первой русскоязычной газетой в Риге стала "Российское еженедельное издание в Риге" — ее тираж насчитывал всего сто экземпляров. Все доходы издания от подписки шли в пользу Рижского Екатерининского училища, сгоревшего в пожаре войны 1812 года. Идея издания возникла в октябре 1815 года, о чем сообщается на первой странице первого номера, вышедшего в феврале 2016 года: "Так как старанием г.г. учителей Тверитинова и Сенгелевича, а также г.г. купцов Антипова и Федора Потапова Грезнова собралось достаточное число подписавшихся на издаваемое в Риге еженедельное издание, то и выходит первый номер оного". Учреждена газета "руководствуясь желаниями знатнейших сочленов рижского российского общества". "Всякую субботу поутру будет выходить сие издание на пол-листе в четверку (30 на 40 см, — прим. Ред.). Цена за весь год стоит 20 рублей, а за четверть, то есть за 3 месяца, 5 рублей Ассигнациями".
Газета принимала объявления от купечества. За каждую напечатанную строку редакция предлагала платить 20 копеек медью, а если у купеческой статьи еще будет и заголовок, то цена возрастет в несколько раз. Вот так, например, выглядела реклама 200 лет назад: "Весьма белыя и черныя муравленныя, и не муравленныя печки по новейшему вкусу, и также формы для сахару продаются по сходной цене против старой важницы у Ивана Якова Рера".
На первом месте стояли материалы о политике. Больше всего внимания уделялось Наполеону, только что сосланному на остров Св. Елены, а также событиям во Франции: "Бонапарте имеет в руке воспаление, которое он хочет излечить одним только трением зельцерской воды. Вот до чего дошел сей гордец, который в 1811 г. сказал: Через 5 лет буду я владеть всем светом; Россию раздавлю, а Париж распространю до Сент Клу. А теперь по прошествии 5 лет сидит он на уединенном острове, не смеет даже без позволения выйти из комнаты, играет роль французского учителя при двух молодых девушках, или играет с ними в карты на конфекты и пишет историю своих деяний и сумасбродства". Бурно обсуждался вопрос о виновниках французской революции, в них назначили… сапожников. "В приходе Св. Роша захвачено более 15 сапожников. Достопримечательно то, что сапожники с начала революции всегда старались в Париже представлять большое лицо".
На первой странице печатались разные указы. Вот самый любопытный: "Указ Правительствующему Сенату. Историографа Российской Империи, Коллежского Советника Карамзина всемилостивейшее пожаловали Мы в Статские Советники. С.Петербург 16 марта 1816. Александр". Вслед за этим опубликован другой указ, где "статскому советнику Карамзину отпускается 60 тысяч рублей на печатание Истории Российского Государства, которые и выдавать по мере его требований".
В каждом номере много внимания уделялось воспитанию подрастающего поколения. "Родителю, который покупает детям своим лакомства, а не учебные книги, должен быть желудок его детей гораздо дороже, нежели их голова и сердце". Или: "Девица, которая непременно хочет выйти за богатого, должна быть горда, властолюбива и склонна к праздности; та, которая желает иметь красивого мужа, тщелюбна ветрена; а та, которая хочет выйти за знатного замуж, не будучи сама знатного происхождения, без сомнения должна быть глупа".
Беллетристике отводилось мало места. Абсолютно ничего не говорилось о рижской жизни. Исключение составляли лишь редкие сообщения о приезде в Ригу особ царского дома и маркиза Паулуччи (генерала Русской и Пьемонтской армий, дипломата, губернатора Лифляндии, Курляндии, Эстляндии и Пскова, градоначальника Риги и Генуи, — прим. Ред.).
Рижане публиковали в издании свои объявления. Например, в апреле 1816 года в Риге проводили вакцинацию против оспы в Георгиевском госпитале. Вакцинацию вел доктор Штрассен еженедельно по средам после полудня в четвертом часу. Каждый, сделавший прививку, обязан был явиться через неделю для повторного обследования, после чего ему выдавался аттестат, что "предостерегательные оспы надлежащим образом одолены".
С 18 ноября на первой странице "Российского еженедельного издания в Риге" начали появляться объявления об открытии подписки на следующий год. Чтобы собрать нужные 1560 рублей, требовалось сто подписчиков. Издателям не удалось достичь поставленной цели — печатный орган прекратил свое существование на 53-м номере.
Лишь через 53 года после закрытия "Российского еженедельного издания в Риге" родилась новая русская газета — "Рижский Вестник". В нем публиковались официальные документы органов власти, материалы русской жизни Риги и всего края, исторические материалы по истории края. Большинство статей писал Евграф Васильевич Чешихин, который руководил газетой до своей смерти в 1888 году. Издание закрылось в 1917 году, незадолго до рождения новой русскоязычной газеты "Сегодня".
Осадное положение, цензура и желтая бумага
Будущая газета "Сегодня" поначалу называлась "Народ" и выходила на шести листах. Придерживаясь старой манеры оформления газет, редакция старалась найти нечто новое, более отвечающее современным тенденциям. Главным нововведением стал быстрый отклик на происходящие события с попыткой "более живого" оформления и освещения статей. Уже в первом номере "Народа" было шесть интервью. Материальной стабильности у газеты не было — издатели часто менялись и быстро исчезали. Бывало, что на ежедневную выручку от продажи номера покупали бумагу для следующего и расплачивались с рабочими. Был один месяц, когда вся редакция работала бесплатно, даже конторская барышня и редакционный мальчик.
Вскоре на редакцию посыпались административные "щелчки". На 14-м номере выпуск "Народа" был прекращен — за сообщение о мотивах ухода из Народного Совета объединенной еврейской социалистической партии. Газету приостановили на время военного положения. В число первых редакторов входили германский корреспондент и "король" рижских хроникеров Н.И. Лайвиниекс, журналист Яков Брамс.
Спустя два дня после закрытия "Народа", газета вышла под названием "Сегодня". Одновременно с этим изданием существовала еще одна русская газета "Рижское слово", которая позднее влилась в редакцию "Сегодня". Одним из существенных испытаний для издания стало наступление Бермонта на Ригу осенью 1919 года. Дом, где находилась контора издательства и типография, выходивший окнами на Двинскую набережную, оказался на линии огня армии Бермонта.
В итоге 15 октября номер вышел полупустым — остальное не успели набрать. Вместо передовой статьи вышла заметка "На передовой позиции": "В виду того, что редакция газеты "Сегодня" находится на берегу Двины, на линии фронтового огня, выход газеты по независящим обстоятельствам был временно прерван. Хотя в настоящий момент, военные действия по-прежнему продолжаются с неослабевающей силой и помещение редакции и типографии содрогаются от бомбардировки, а в окна и стены здания непрерывно сыплются пули и осколки снарядов, редакция сочла возможным выпускать газету в сокращенном виде. Вследствие ненормальных условий, в которых приходится выпускать газету, редакция просит извинения у читателей за те невольные погрешности, ошибки и недочеты, которые могут встретиться в очередных наших номерах "осадного положения".
После отступления от Риги армии Бермонта дали знать о себе бои с Советской Россией на территории Латгалии, которые отразились и на издательской деятельности. Например, весной 1920 года в стране не хватало газетной бумаги, поэтому номер "Сегодня" от 6 марта был отпечатан на коричневой оберточной бумаге. В хронике поместили заметку: "Весь запас бумаги, имевшийся у издательства, был вчера зарезервирован по ордеру Министерства снабжения, вследствие чего газета вынуждена выйти сегодня на желтой бумаге".
18 апреля 1920 года газета была временно закрыта за опубликованный шуточный фельетон. Ллойд-Джордж по случаю перемены фронта — перехода от интервенции к дружественным переговорам с большевиками — был назван "Сан-Мартино ди Ллойд-Джордж". Но в то же время в Риге гастролировал "маг и волшебник" Сан-Мартино ди Кастароцца. Спустя некоторое время в редакцию поступило распоряжение: "В номере 85 газеты "Сегодня" напечатан фельетон "Катценъяммер", в котором оскорбляются дружественные с нами державы. Поэтому, основываясь на постановлениях о военном положении от 11 февраля 1919 года (ст.17 пар.6) задерживаю издание упомянутой газеты на три дня от 19 до 21 апреля 1920 года. Министр внутренних дел А.Берг".
20 июля 1920 года газета "Сегодня" высказалась против голосования меньшинств за декларацию нового кабинета. Наказание — закрытие газеты на семь дней. Поступило предостережение насчет выхода газеты под новым названием. Но и тут редакция не спасовала перед чиновниками. У члена редакции доктора Зива имелось разрешение на издание еженедельника "Рижская торгово-промышленная газета". Так газета "Сегодня" временно превратилась в экономический вестник. По оформлению газета напоминала все то же "Сегодня". Экономический характер нового издания подчеркивала статья "Вопрос о вывозе тряпья". Но поскольку это был еженедельник, на следующий день после выхода номера возобновил свое существование "Рижский день", который вновь открылся на пять дней и снова умолк, предоставив слово гонимому властями "Сегодня".
Газета "Сегодня" прекратила свое существование в конце июня 1940 года после вступления в Латвию советских войск. Тут же последовала смена редакции. Издание несколько раз перерегистрировалось и сменило название: с 28 июня она стала называться "Русская газета", с 1 августа — "Трудовая газета". В итоге в ноябре 1940 года новую редакцию объединили с редакцией газеты "Пролетарская правда".
Новая газета была невероятно политизирована. Там практически ничего не писалось о культурно-общественной жизни рижан или латвийцев, зато в великом множестве — отчеты о выполненном каким-нибудь рабочим коллективом плане, новые распоряжения правительства и прочая агитация. Читать такую газету было откровенно скучно.
От 'Советской молодежи' до 'Вести-сегодня': гонка на выживание
28 марта 1945 года вышел первый номер "Советской молодежи" — своеобразного продолжателя лучших традиций "Рижского вестника" и газеты "Сегодня". Здесь часто публиковались заметки о жизни рижан и латвийцев, репортажи с мероприятий, исторические статьи.
Через несколько десятилетий газета стала одним из крупнейших печатных изданий всего Советского Союза, в конце 1980-х годах тираж газеты достигал 800 тысяч экземпляров. С 1991 года вместе с получением Латвией независимости газета сменила свое название — стала "СМ-сегодня". Под таким названием издание выходило до 1999 года, после чего снова было переименовано — в "Вести сегодня". Сегодня это единственная ежедневная печатная газета на русском языке в Латвии.
Кроме того, в разные годы независимости в Латвии выходили и другие ежедневные газеты на русском языке: "Час", "Телеграф", деловая газета "Бизнес & Балтия", "Ригас балсс", "Панорама Латвии". Но к 2015 году все они закрылись. О том, что думают о настоящем и будущем русской прессы в Латвии бывшие редакторы крупнейших изданий можно почитать тут.