Foto: LETA
Все меньше времени остается до того момента, как процесс обучения в латвийских школах нацменьшинств должен быть почти полностью переведен на латышский язык. Оспорить противоречивую реформу в Конституционном суде пытаются сразу несколько истцов. Однако каким будет результат и как долго его придется ждать, прогнозировать очень сложно.

Как следствие все чаще возникают спекуляции о том, что поддержка протестующим может прийти из Европы. Так ли это на самом деле? Какие инструменты влияния есть у международных организаций? И каковы шансы обжаловать "школьную реформу-2018" в Европейском суде по правам человека? На эти вопросы Delfi ответил юрист и советник фракции "Зеленых" в Европарламенте Алексей Димитров.

Как международные структуры отреагировали на принятое парламентом Латвии решение перевести образование в средних школах на латышский язык?

Международным правозащитным структурам обычно нужно время на реакцию. Как правило, они выражают свое мнение в оценке докладов Латвии по применению конкретных документов. Поскольку решение по образованию нацменьшинств было принято в этом году, реакция многих органов может быть запоздалой. Тем не менее, в тех случаях, когда международным органам уже в этом году надо было выразить мнение о ситуации в Латвии, оценка была жесткой — например в замечаниях Комитета ООН по борьбе с расовой дискриминацией или Консультативного комитета Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

Кроме того, некоторые структуры (например, Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам) выражают свою озабоченность конфиденциально, поэтому информация об их возможном вмешательстве в данном случае может быть пока недоступной публично. Верховный комиссар ОБСЕ упоминал Латвию в июне в своей речи перед Постоянным советом ОБСЕ. Докладчики ООН по праву на образование, свободе слова и проблемам меньшинств также обращались к правительству Латвии с выражением озабоченности и запросом информации.

Какие международные учреждения — правозащитные и политические — могут повлиять на ход реализации реформы?

Любые учреждения, к мнению которых латвийское правительство само захочет прислушаться.

Могут ли сами жители Латвии обратить внимание международных экспертов или власти ЕС на "школьную реформу"?

Вопросы школьного образования и защиты прав меньшинств не входят в круг основных компетенций Европейского Союза. В ноябре Европарламент призвал Еврокомиссию предложить законодательные акты в сфере минимальных стандартов для меньшинств, но в ближайшее время их принятие не предвидится. Вероятнее всего, органы ЕС будут ссылаться на отсутствие компетенции в данном вопросе.

Органы ООН, ОБСЕ, Совета Европы знают о ситуации и уже выражали свою озабоченность. Однако конкретные индивидуальные жалобы возможны только в некоторые из них (например, Европейский суд по правам человека или Комитет ООН по правам человека). Подача индивидуальных жалоб возможна только после того, как пройдены все национальные судебные инстанции.

То есть оспорить "школьную реформу" в Европейском суде по правам человека все-таки можно?

Возможно оспорить не саму реформу, а просить суд признать, что она нарушает какие-то права, предусмотренные Европейской конвенцией по правам человека (например, право на образование, запрет дискриминации).

Кто и когда может это делать?

После прохождения всех латвийских судебных инстанций это могут делать те, кто считает, что их непосредственно затронула реформа — например, ученики и их родители.

Какие аргументы можно использовать?

Можно использовать аргументы нарушения права на образование или запрета дискриминации. Это могли бы делать и владельцы частных школ, ссылаясь на нарушение права на собственность.

Есть ли какие-то рекомендации международных органов, которые будут обязательными для латвийских властей, или все равно их можно будет проигнорировать?

Учитывая то, что нормативных актов ЕС в данной сфере нет, а заключения других международных органов, как правило, имеют рекомендательный характер, юридически обязывающим является только решение Европейского суда по правам человека. Впрочем, в последнее время и решения Европейского суда иногда игнорируются государствами-участниками Европейской конвенции.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!