Ренате Кловиня
Школой, которую я окончил, какое-то время руководила директор с очень ярким, харизматичным авторитетом. Ей не нужно было даже ничего говорить, чтобы внушить школьникам и учителям просто физический страх — достаточно было молча пройти по длинному коридору типового здания школы. Она преподавала физику и первый урок в сентябре обычно начинала с объявления: "Уважительная причина пропуска моих занятий может быть только одна: если вы умерли". По крайней мере, так рассказывали знакомые из параллельного класса, в то время как я от такой учебной дисциплины успешно скрывался в гуманитарном классе. Это было в далеком 2000 году.

Эта статья была опубликована в газете "Man riebjas skola" / "Меня достала школа", которую издал проект Satori.lv. Перевод: Рвинс Варде, Александра Рощина, Сергей Тимофеев. Иллюстрации: Ренате Кловиня.

Кажется, сейчас мы можем с облегчением перевести дух — деспотичные директора и авторитарные учителя стали персонажами далеких воспоминаний. Даже если какому-нибудь педагогу и придет в голову внушать школьникам страх в качестве педагогического приема, перспектива стать антигероем социальных сетей заставит его подумать дважды. Строго иерархическую модель взаимоотношений "учителя — ученика" сменила горизонтальная коммуникация, где учитель больше не является рупором готовых знаний, осуществляющим обратную связь красными чернилами, ‒ он скорее направляет учебу школьника и оказывает ему необходимую поддержку. И если всеобщее образование по сути действительно "процесс формирования гуманной, свободной и ответственной личности", как его определяет Закон об образовании, эти перемены, бесспорно, очерчивают приближение реальной практики к намеченному идеалу.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !