Если верить статистике, количество преступлений в стране уменьшается: в 2017 году зарегистрировали 44 250 преступлений, а в 2018 году — 43 260. Как обычно, львиная доля из них — имущественные: кражи, присвоения, разбойные нападения. Генпрокурора Калнмейерса тревожит, что основательно подросло число особо тяжких преступлений — с 1752 до 1870. К ним относятся не только убийства, но и контрабанда наркотиков, легализация средств, добытых преступным путем…
По словам генпрокурора, в сравнении с другими странами ЕС, Латвия довольно прилично выглядит по срокам рассмотрения уголовных дел, а по административным — так и вовсе, впереди Европы всей. "Из неполных 10 тысяч полученных в год уголовных дел около трети прокуратура завершает без направления в суд, а из тех, что доходят до суда более 85% рассматривают без проверки доказательств. То есть довольно быстро. Оставшиеся 15% и создают впечатление, что все двигается медленно — это не так".
Впрочем, сказать, что все идет как по маслу, генпрокурор тоже не может. В Госполиции не хватает около 15% следователей. А у тех, что есть — одновременно более ста уголовных дел на руках. Качественно работать сразу со всеми невозможно, приходится выделять приоритеты, а остальные — как придется. Между тем преступность придумывает все новые более хитрые схемы, как обойти закон, значит, что следователи не должны отставать, а со специальным образованием после закрытия Полицейской академии в Латвии все непросто. Хорошо, что в университете им. Страдиня открыли курс для офицеров полиции.
Впереди у Эрика Калнмейерса — очередная проверка на прочность: заявленный в новом правительстве Янис Борданс — глава Новой консервативной партии, которая активно призывала отправить генпрокурора в отставку. Теперь же им придется либо работать вместе, либо… "Я воевать не собираюсь, — говорит Калнмейерс. — Если со стороны министерства будут конструктивные предложения, будем по ним работать. А насчет отставки… Пусть Борданс хочет, что он хочет. Захочет уволить — пусть найдет законные основания. Тогда, ради бога — не возражаю".
Кстати, как пророчит генпрокурор, далеко не все новоиспеченные политики 13-го Сейма получат допуск к гостайне, а обжаловать это решение Бюро по защите Сатверсме можно будет только через прокуратуру…
О ситуации в Рижской думе. Законопроект о роспуске Думы в прокуратуру для оценки не направлялся, но я слежу за этими событиями. Как я понимаю, юристы министерств пришли к мнению, что законных оснований для роспуска Думы нет — для этого мало одного политического желания. Зато министр регионального развития по закону может уволить мэра. Если кто-то захочет обратиться в Конституционный суд — имеет право защищать свои, пусть мнимые, права.
О деле Римшевича. Все происходит в разумные сроки. Его задержали 15 февраля — даже года не прошло. И сразу начались активные следственные действия. Да, дело собирались направить в суд в конце прошлого года. Но лица, которые были признаны подозреваемыми, отказались давать показания. Когда дело передали в прокуратуру, один из подозреваемых, перейдя в категорию обвиняемых, стал давать показания — все эти факты и версии мы должны проверить очень тщательно, ведь обвинение по уголовному делу предъявлено самому высокопоставленному должностному лицу за всю новую историю Латвии. На это надо время, но думаю, это будут разумные сроки. (На просьбу уточнить, успеют ли к концу нового года, генпрокурор ответил: обязательно, не вижу оснований на большее время! При этом не исключил "тактику затягивания" со стороны Римшевича.)
Об иске Римшевича в Европейский суд. Его подали Европейский центральный банк и сам г-н Римшевич: якобы его незаконно отстранили от должности председателя Госбанка. Ответчик — Латвийское государство. На судебном заседании генеральный адвокат истцов заявил, что доказательств вины Римшевича недостаточно. Я полностью несогласен с этой позицией: на данной стадии расследования, когда предъявлены обвинения, мы и не должны доказывать вину — этот вопрос решит суд.
О деле убитого администратора неплатежеспособности Бункуса. Для расследования этого преступления была создана большая следственная группа, которая активно работает каждый день. Надзирающий прокурор — один из опытнейших по убийствам. Есть наработки и информация, которую я не имею права разглашать. Но полицию точно нельзя обвинить в том, что она не работает над этим делом или затягивает его.
Назначив награду за информацию об убийстве (500 000 евро), семья Бункуса никак не помешала следствию, но у населения это создает впечатление, что полиция ничего не делает. При этом эмоционально можно понять и семью — они хотят результата, а не обещаний.
Об открытии "мешков ЧК". Читать здесь.
О делах по разжиганию национальной розни. (Почему дела против Гирса, Линдермана, Алексеева и т. д. "рассыпаются") Тут основная проблема в экспертах, которые дают заключение, содержит ли высказывание данного человека признаки разжигания. Ни следователь, ни прокурор, ни судья в этом деле не специалисты. Готовых экспертов по этому вопросу на госслужбе нет — мы приглашаем уважаемых людей со стороны — политологов, профессоров (впоследствии в беседе Калнмейерс назвал и конкретные фамилии — Андрей Юдин, Ивета Кажока, — прим.ред.) — они делают заключение по своим критериям, на основании которого дело направляется в суд.
Защита приглашает своего специалиста того же ранга — тот дает свое заключение из серии — нет там ничего такого. Возможно, мой подзащитный выразился некрасиво и нетактично, но преступного намерения у него не было. Судья должен выбрать, чьи аргументы звучат убедительнее. То есть факт наличия преступления зависит от того, какой эксперт более четко отработает…
О деле Дениса Бартецкого (о шуточной петиции в интернете "О присоединении Латвии к США"). Это дело уже с бородой, по-моему его осудили... Конечно, человек всегда должен думать, что и где он делает и говорит. Был случай, когда знакомый знакомому перечислил на банковский счет 20 евро — в погашение старого долга, а в графе цели указал "на покупку кокаина". Глупая шутка, но в данном случае — совершенно неуместная. Ведь как раз сейчас, в связи с обвинениями по отмыванию денег, все денежные переводы тщательно проверяются банками. В итоге шутка обернулась следствием и большой нервотрепкой.
От редакции: ранее в этой статье была опубликована неверная информация о том, что Денис Бартецкий осужден. На момент публикации статьи дело находится в суде, приговор в отношении Бартецкого не вынесен.