Поводом к этому послужил визит в Домский собор мэра Риги Нила Ушакова и вице-мэра Андриса Америкса. Пока они знакомились с ходом реставрационных работ, заслушивая сухие цифры расходов на крышу, перекрытия, систему теплоизоляции и другие части собора, меня в первую очередь интересовало то, что не может увидеть простой смертный с билетиком, купленным в кассе. Я прошелся по старинным лестницам, побродил по дубовым балкам, которым более сотни лет, заглянул в оконца в крыше, увидел своды собора с обратной стороны, сфотографировал Домскую площадь с высоты птичьего полета.
Кстати, ширина лестницы, ведущей на крышу немногим более метра — два человека вряд ли разойдутся. Балки и стропила тут, действительно, древние. Удивительно, но большинство из них без ремонта не менее двух веков держали крышу Домского собора.
(Текст продолжается после альбома)
Тут же можно было увидеть автографы. Оказывается, вырезать ножичком свое имя на скамейках, заборах и других публичных деревянных предметах — это очень древнее изобретение. И баловались этим в том числе немцы, считающиеся для нас образцом аккуратности. На одном из стропил древним немецким ножичком выведено: «L.BOREWITZ 1870».
Встречаются и русские автографы. Например, на внутренней части стены, выходящий на улицу Яуниела по незастывшему раствору в 1863 году написано: "Мурьники починяли своды. Яковъ Заказновъ, Михаiла Лебедевъ, Пулиръ Вицинъ Гавозинъ, мастиръ Фиширъ". Как вам грамотность "починяльщиков сводов"? Интересно, "мастиръ Фиширъ" никому не оторвал руки за подобные художества?
Слово "мурьник" я слышу в русском языке первый раз. Порывшись по интернету, нашел следующее определение этого слова: "мурник" - происходит от глагола "муровать" - "строить из камня, класть камень, кирпич на связке". Теперь понятно, откуда в латышском языке слово "mūrnieks". По-моему, запустив в Домский собор филологов, мы можем получить весомую пачку диссертаций и других научных работ.
Посещение Домского собора 12 октября было очень познавательным, ведь тысячу раз проходя мимо него, сложно даже догадаться, какие тайны спрятаны внутри, особенно в тех местах, в которые не водят туристов. В заключение сообщу радостную вещь для рижан: генеральный директор Re&Re - компании, проводящей реставрацию - Дидзис Путниньш отрапортовал, что к 18 ноября с Домского собора будут сняты строительные леса и он предстанет пред нами во всем великолепии.
Интересно, древние немецкие строители собора обрадовались бы тому, что, как в советские времена, открытие их детища после реставрации приурочивают к празднику - в данном случае дню независимости Латвии?