Улдис Силиньш
Вокруг выступления группы Prāta Vētra на российском фестивале "Нашествие"разгорелась острая полемика в латвийских СМИ и социальных сетях. Любитель музыки и фотограф Улдис Силиньш был одним из немногих латвийцев, побывавших на "Нашествии", и у него сложилось свое мнение по поводу этого события. Delfi публикует письмо Улдиса Силиньша в переводе на русский.

Книгу не читал, но знаю, что она ни на что не годится. Это только одна из мыслей, которые возникли у меня при взгляде на всю эту "варку"вокруг участия латвийской группы Prāta Vētra в музыкальном фестивале "Нашествие". Началась она 16 июля после сюжета передачи Panorāma на телеканал LTV.

Так получилось, что я был одним из немногих латвийцев, присутствовавших на фестивале, и поэтому у меня есть возможность высказать мнение очевидца об этом мероприятии. И не только о том, что было в этом году, поскольку у меня есть возможность сравнивать фестиваль с прошлогодним. Не буду описывать образно и в красках, хотя бы потому, что этого не умею. Попробую высказаться коротко, сухо, конкретно по каждому из тех преступных эпизодов, в которых обвиняются музыканты Prāta Vētra.

1. Фестиваль и его название "Нашествие"

Это крупнейший фестиваль рок-музыки в России, который в этом году проводился в 15-й раз и собрал рекордное количество зрителей - 200 тысяч. Проходит он недалеко от Москвы на огромном, огромном поле. Еще одна цифра, которая до сих пор нигде не звучала: количество автомобилей посетителей - 27 тысяч.

Организует фестиваль радиостанция "Наше радио", отсюда и игра слов. Конечно, прямой перевод названия на латышский - "Uzbrukums", или еще жестче - "Invāzija", но сами россияне эту игру слов между "нашествие"и "наше"воспринимают как "Нашествие наших". "Наши" - это и есть те 200 000 своих со всей России, начиная от Владивостока; люди, которые ради участия в фестивале проделали очень далекий путь. Ради того, чтобы три дня и три ночи слушать и петь песни русских рок-музыкантов. Еще раз: именно русский рок - главная струна фестиваля.

Все фото - Улдис Силиньш

2. Танки, армия и политика

Я здравомыслящий человек и совершенно точно против действий Российского государства на Украине в течение последних двух лет. Конечно, то, что происходит на Украине, недопустимо, заслуживает осуждения, и это даже не обсуждается. Но - и это самое главное - не надо засовывать в один мешок государственную политику России и людей из России, или попросту говоря, русских. Политика России - это одно, люди в России - совсем другое. И это можно понять только тогда, когда ты сам находишься в России, среди русских людей.

Конечно, влияние российского государства на все, что происходит в России, есть. И на фестиваль "Нашествие"тоже. Российская армия со своей экспозицией и разными выступлениями принимает участие в фестивале третий год подряд, и, конечно, три года назад присутствие бронетехники на территории воспринималось совсем по-другому. Мое мнение таково: организаторы фестиваля попали в небольшую западню. С одной стороны, начавшееся три года назад сотрудничество с армией дает им дополнительные человеческие и технические ресурсы, дополнительную безопасность, очень дорогое и впечатляющее авиашоу, со второй - в этом году и участники, и организаторы получили очень жесткую реакцию от российских СМИ.

Суть вопроса была в одном: допустимо ли, когда на территории фестиваля находится военная техника. Музыканты ответили - нет, недопустимо, но поскольку техника находится далеко от сцены, они не ощущают ее присутствия. Организаторы изворачивались как могли, но было очень хорошо понятно, что они не испытывают счастья по поводу этой ситуации. И все же они сумели найти свои аргументы. Видна ли военная техника хотя бы из одной зоны, откуда слушают музыку? Нет, не видна. Был ли кто-то, кому не понравилось авиашоу? Всем понравилось. Не буду скрывать, и мне тоже. Является ли армия спонсором фестиваля? Напрямую, деньгами - нет, но она обеспечивает авиашоу и салют. Увеличивает ли присутствие военной техники и возможность забраться в нее патриотизм российской молодежи? Да, увеличивает. Я на самом деле видел, что люди фотографируются, осматривают технику, разговаривают с военными. Было ли в этой зоне больше людей, чем в других зонах отдыха, например, на спортплощадках? Думаю, что не больше и не меньше. Каждый сам распределял свое время и силы так, как ему хотелось. Могу взять на себя полную ответственность по поводу одного своего заявления: ни один из 200 000 посетителей фестиваля не пришел туда только для того, чтобы потрогать военную технику. Не верю и никогда не поверю, что такие там были.

Сколько же там было танков, и как далеко они находились от сцен? В моем распоряжении есть карта территории фестиваля. От главной сцены до места, где была экспозиция военной техники, было 490 метров. При условии, что вы идете по прямой - перелезаете через трибуну, проходите через зону питания, ограждения и т.д. Армейская территория была отделена своим забором, и если не заходить внутрь. снаружи вообще ничего увидеть было невозможно. В прошлом году я туда вообще не заходил, в этом пошел специально, и вход нашел не сразу.

В целом внутри было около 15 единиц военной техники, в том числе и времен Второй мировой войны. Ощущения, конечно, были двойственными. С одной стороны, я понимаю и в принимаю, что каждая страна, в том числе и Латвия, должна заботиться о патриотизме и защите своих граждан. С другой - такая техника участвовала или до сих пор участвует в реальных боевых действиях на Украине. И тут уже заканчивается патриотизм и начинается милитаризм. Где эта грань? Для каждого она своя. Могу только утверждать, что в атмосфере фестиваля не было ни малейших признаков милитаризма. Скорее, наоборот - некоторые музыканты не раз говорили со сцены о совершенно четком неприятии войны и милитаризма в любом виде.

3. Андрей Макаревич и "Машина времени"

В прошлом году "Машина времени"закрывала весь фестиваль. В этом году сцена была на том же месте, что и в прошлом, и территория с военной техникой - тоже. На этот раз "Машина времени"приняла решение не участвовать в фестивале, хотя всего за две недели до начала она оставалась в списке участников.

Я не могу знать, что стало причиной такого решения группы - то, что Макаревич не хотел петь на фоне танков или что-то другое, о чем мы никогда не узнаем. Макаревич - патриот России, и очень хорошо понимает, что музыкант может выразить то, о чем думает, только если будет говорить или петь. Если молчать, никто тебя не услышит. В прошлом году Макаревич со сцены сказал о событиях на Украине и политике России очень сильные слова. В этом году он решил молчать. Жаль.

4. Авиашоу, или боевые самолеты над фестивалем

И в прошлом году, и в этом это было, несомненно, очень впечатляющее шоу. Да, это были истребители. Да, в одном из эпизодов они демонстрировали элементы воздушного боя. Зрители на земле могли понять это только потому, что все действия самолетов сопровождались комментарием. В прошлом году даже транслировались переговоры между пилотами в реальном времени. Всего было несколько десятков разных эпизодов, в том числе мертвые петли, удержание машины на месте при помощи тяги, выключение двигателей… Внезапно все замолкает и самолеты начинают падать. Я тоже в тот момент переживал, чтобы все закончилось успешно. И мы можем себя успокоить: в этот момент не было у зрителей такой мысли: вот, там, в небе истребители Российской армии сражаются с самолетами условного противника, например, Украины и Латвии. Это была демонстрация высшего пилотажа, и только.

5. Россияне сидели и пели песни военных лет

Уже на въезде в Россию я допускал, что за эти дни не услышу "Синенький скромный платочек". Почему россиянам на своей земле нужно ограничивать себя и по какой-то причине не петь какие-либо русские песни? Мне не повезло, за три дня я не услышал ни одной песни военных лет, но, думаю, что в палаточном городке они звучали. Наверняка звучали. Ну, и? Пение песен военных лет не означает автоматической поддержки российского государства или нынешней политики Путина.

На этом фестивале вообще поразило то, что поют везде. Если у сцены - то вместе с музыкантами. Если они в этот момент не выступают, то поют сами. Конечно, чем ближе вечер, тем песен больше и звучат они громче. Этим фестиваль отличается от других, на которых я бывал: зрители поют песни вместе со всеми группами. Своя музыка звучит во всех зонах на фестивале. Россияне любят свою рок-музыку, и этот фестиваль настоящий праздник и для музыкантов, и для посетителей.

6. Почему Prāta Vētra выступила на этом фестивале?

Но почему Prāta Vētra не нужно было выступать на этом фестивале? Может быть, своим выступлением они как-то поддержали российское государство или политику Путина? Я ничего такого не заметил, и даже если бы хотел этого, у меня бы не получилось. Если уж Prāta Vētra нельзя играть в России, то, извините, где рижское "Динамо"? Когда "Динамо"играет с ЦСКА… Извините, дыхание армии так близко… Что будет с баскетбольной командой VEF в ВТБ-Лиге? Что с производителями, которые своими товарами поддерживают экономику России? Айнарс Багатскис, тренер сборной Латвии на "Евробаскете", вот-вот будет для всех хорошим, но как быть с тем, что закалку он прошел в российском клубе

Музыка - это музыка, спорт - это спорт, политика - политика. Prāta Vētra там должна была быть. Должна ради тех российских слушателей, которые ее ждут, ценят и любят. Это были совершенно конкретные, осязаемые 100 000 россиян - может, больше, может меньше, со всей России. Не знаю, может, часть из них приехала на фестиваль только ради того, чтобы услышать их выступление. Prāta Vētra была хедлайнером второго дня фестиваля, закрывала программу. Группа из Латвии - хедлайнеры на крупнейшем российском фестивале… Мы даже представить не можем, сколько групп из России хотели бы этого добиться, и что они готовы отдать за такую возможность. В этот момент я был по-настоящему горд, что я из той же страны, что и парни на сцене.

Prāta Vētra должна была туда ехать, чтобы какой-то российский журналист на финальной пресс-конференции задал вопрос главным организаторам: "Означает ли выступление Brainstorm то, что в будущем формат фестиваля - песни не только на русском, но и на английском?"Ответ был таким: "Нет, фестиваль "Нашествие"и в дальнейшем будет фестивалем русского рока на русском языке. Brainstorm - исключение."Да, важное дополнение: Prāta Vētra примерно половину песен исполняла на русском, вторую часть - на английском. И не нужны никакие искусственные проекты по сотрудничеству. Одним таким концертом эти парни из Латвии сделали так много для позитивного образа Латвии, что я даже не знаю, кто еще смог бы такое повторить.

7. Вместо заключения

Все эти дни, когда участники Prāta Vētra мгновенно из своих превратились в предателей народа и "кангаров", я пытаюсь понять: почему? Почему именно сейчас, хотя выступление Prāta Vētra состоялось 4 июля? Это было так давно, что даже плохая новость за две недели стала старой и неинтересной. То, что Prāta Vētra выступит в России, было известно в Латвии и до фестиваля, в июне. В латвийских новостях информация об этом была. Скупая, без углубленного интереса, но была. На фестивале НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО пишущего журналиста из Латвии, куда уж - из тех СМИ, которые выступают в качестве самых главных носителей истины. Излишне говорить, что и представителей передачи Panorāma там не было.

Отсутствие на месте, конечно, не мешает создавать сюжеты или статьи о разных мероприятиях, но на этот раз то усердие, с которым новость была перепубликована почти на всех новостных порталах оперативно и одновременно, заставляет меня задуматься в другом направлении.

Хотелось бы ошибаться, но ничто не происходит просто так. Ничто. И публичное "пинание" Prāta Vētra не случайно. Я хотел бы ошибаться, но, по-моему, есть какое-то другое событие в Латвии, которое кто-то при помощи атаки на Prāta Vētra хотел бы оставить в тени. Хотя бы на какое-то время занять мозги людей чем-то другим.

Хотелось бы ошибаться, но мое мнение: весь этот шум создается для того, чтобы отвести внимание общества от гораздо большей проблемы - ввоза беженцев в Латвию. Проблемы, последствия которой останутся в Латвии на многие годы. Это все не наше дело. Нам остается коллективно и единогласно ругать Prāta Vētra за то, что они сыграли концерт для сотни тысяч поклонников своего таланта, но эти люди оказались россиянами. Ничего, что этих россиян никто не гнал на концерт, не заставлял идти силой. Сами пришли, сами порадовались. Но кому-то это не нравится, и теперь нам всем нужно в один голос ругать Prāta Vētra. Вы случайно не проходили это когда-то, несколько десятков лет назад?..

Мой совет каждому латышу - смело отправляйтесь на этот фестиваль точно так же, как и на любой другой, и вы обязательно встретите там много новых хороших друзей, получите много эмоций и испытаете немало действительно незабываемых мгновений. Могу утверждать, что нас, латышей, там на самом деле встречают с радостью. И чем ближе будут люди с разными родными языками, тем труднее политикам будет играть в свои игры. Как на одной, так и на другой стороне.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !