"Некоторое время назад на телеканале LTV1 появился сюжет, в котором рассказывается о том, что аттестаты латвийских средних школ не признаются в Кембриджском университете и других ведущих британских вузах. Сюжет вызвал резонанс среди интернет-пользователей, и Государственный центр содержания образования уже связался с университетом, чтобы выяснить причины этих фактов", - пишут Янис Брикша и Эдгарс Клетниекс, студенты Кембриджского университета.
"Главная проблема не в том, что Кембридж не признает наш диплом, а в том, что мы единственная страна в Европе, диплом которой просто негоден. Очевидно ведь, это намек, что с нашей системой образования что-то не так. Мы вывели три главных причины, почему мы не взяли бы выпускника латвийской школы в Кембриджский университет.
"Мы общеобразовательны"
… это девиз современной латвийской системы образования. В Великобритании школьники учат лишь от трех до шести учебных предметов в течение двух лет. У ребенка, попав в среднюю школу, есть возможность самому выбрать предметы, в которых он хотел бы специализироваться. Такая система дает больше времени на учебу и позволяет школьнику делать то, что у него получается лучше всего, не тратя внимания на те уроки и навыки, которые никогда не понадобятся в избранной профессии. Это и есть А-уровни (A levels), о которых председатель Совета высшего образования Янис Ветра говорил недавно в интервью LTV1, только это никакие не "особенные курсы для Кембриджа" - это программа обычных средних школ в Великобритании.
Система образования в Латвии другая – в средней школе нужно учить хотя бы 12 предметов, из которых пять являются обязательными для всех. В результате уже через несколько месяцев ученик 10-го класса "выгорает" и теряет мотивацию, поскольку понимает, что три четверти из того, что он делает, не принесет ему никакой пользы в жизни.
В сравнении с Великобританией, латвийские школьники проводят свое учебное время в разы менее продуктивно, потому что они вынуждены больше концентрироваться на этих 3/4 предметов, а не том, что для них важно - поскольку, чтобы попасть на бюджет в обычный вуз, необходима хорошая средняя оценка, а не отличные достижения в конкретной сфере. Общеобразовательная учебная система порождает отвращение к учебе и нехватку мотивации. Как такой школьник может соревноваться с кем-то, кто свое время проводил в три раза продуктивней, чтобы попасть в Кембридж?
Умение думать и решать проблемы
Типичное интервью в Кембридже – ты садишься за шикарный стол, и тебе дают задание. Если интервьюер видит, что ты его понимаешь, тебя останавливают и дают следующее, и это делают до тех пор, пока ты не будешь загнан в угол. То, попадешь ли ты в Кембридж, будет зависеть не от того, выберешься ли ты из этого угла, а от того, как ты это сделаешь. Чем проще и элегантней твое решение, тем лучше. Хитрый и необычный трюк – это бонус. Нет единого "стандартного" решения, и лучшие результаты будут у тех, у кого они будут "нестандартными". Интервьюеры не ищут школьников, которые умели бы делать то, что написано в книге – они ищут тех, кто способен думать самостоятельно и найти лучшее решение в конкретной проблеме.
Латвийские средние школы не учат думать – они учат не думать. В Латвии решения преподают в форме алгоритмов – "сделай А, Б, В и ты получишь результат". В экзаменах чаще всего будет лишь одно "правильное" решение, а если сократишь часть какого-нибудь алгоритма, то это пойдет в минус, поскольку в экзаменах нет места самостоятельному мышлению.
Даже если Кембридж вдруг признал бы наш аттестат, неспособный думать латвийский школьник никогда бы не прошел даже первые девять минут интервью. Именно поэтому туда поступают участники олимпиад - они привыкли думать о заданиях с нестандартными решениями.
Обязательный экзамен по математике, или Как разрушить систему образования за восемь лет
Математика и естествознание – это очень важные школьные предметы, особенно в мире современных технологий. Фармацевтические, биотехнологические компании, фирмы, где работают программисты – эти и другие индустрии утопают в невозможности найти для себя компетентную рабочую силу. Восемь лет назад Министерство образования и науки поставило для себя цель повысить уровень знаний латвийских школьников в области естествознания. В качестве решения был принят обязательный экзамен по математике. Отдельные учителя будут утверждать, что это новшество не повысило уровень познаний в математике, однако, ситуация обстоит намного, намного хуже.
Это вовсе не означает, что уровень образования школьников будет подстраиваться к экзамену, а наоборот – экзамен постепенно будет подстраиваться под уровень знаний школьников. С каждым годом экзамен по математике будет становиться легче, качество содержания - падать, а требования – снижаться. Эта ошибка ничему не научила Министерство образования, и теперь оно еще пытается ввести обязательные экзамены по химии и физике.
По учебным пособиям мы тоже отстаем от других европейских стран. Математический анализ, комплексные числа, суммирование и другие темы преподают любому школьнику ЕС, но не в Латвии - нас такому учат лишь в университете. Эти темы важны для любого ученого и инженера. Если мы не учим школьников методам фундаментального анализа, почему мы удивляемся, что он не способен конкурировать с другими - теми, кто разбирается в этом?
Но самая большая проблема – это след, который экзамен оставляет на стиле преподавания учителя. Когда-то учителя математики делали акцент на талантливых, теперь же они сконцентрированы на тех, кто с трудом умножает. Те, кому математика дается, остаются в стороне с мыслями: "Все равно ребенок поступит на бюджет". Производительность труда латвийских школьников в математике можно сравнить с "Титаником" - корма поднимается, нос тонет, а капитан сидит в лодке и, скрестив руки, заявляет, что "это по-прежнему не политический вопрос".
Самодовольное отношение Министерства образования не позволяет провести очевидно необходимые изменения. Неправильно винить учителей или школьников за низкое качество образования – виновна неудавшаяся система, которая демотивирует, запрещает думать самостоятельно, является чрезмерно общеобразовательной и не сконцентрированной на конкретных целях".
Первод с латышского - DELFI. Оригинал здесь.