20180305_122712
В редакцию DELFI Репортера обратился читатель, обративший внимание на то, что этой зимой городские службы уж как-то слишком усердно обрабатывают дороги солью - в итоге тротуары и проезжая часть стали белыми, а все машины - бесцветными. В Департаменте сообщения Рижской думы указали, что соли было высыпано не больше, чем в прошлом году, и объяснили, почему у жителей сложилось ошибочное мнение.

"Уважаемые коллеги-автомобилисты наверняка обратили внимание на то, что в этом году антигололедные реагенты сыпали на дороги в концентрациях, превышающих все разумные пределы. Асфальт на проезжей части стал практически белым, а наши машины, из-за толстого слоя соли, - бесцветными. Естественно, владельцы "железных коней" не могли мириться с таким вопиющим безобразием и в воскресенье, пользуясь солнечным деньком, оправились на автомойки. Поехал смыть толстый слой соли со своей машины и я. Но не тут-то было, - пишет Дмитрий.

Обратился на одну автомойку — очередь на несколько часов. Приехал на мойку самообслуживания в Sky&More. Но и там в боксы выстроились колонны автомобилей. Тогда я решил перенести водные процедуры на рабочее время в понедельник, вдруг очереди будут поменьше. Но и в первый день недели желающих помыть свою машину меньше не стало. Со слов работников ручной мойки, очередь у них до самого вечера. Тогда я снова отправился по проторенному в воскресенье маршруту - в Sky&More. Все боксы были заняты, но очереди практически не было. Мой "железный конь", наконец-то, освободился от толстого слоя соли, налипшего на его лакокрасочное покрытие.

В заключение, хочется обратиться с вопросом к представителям дорожных служб: "Почему в этом году сыпали так много реагентов? Если продолжать в том же духе, то Рига рискует превратиться во второй Баскунчак."

В Департаменте сообщения Рижской думы упреки в свой адрес отвергают. "На прошлой и на этой неделе, когда под влиянием мороза исчезла вся влага, на проезжей части и тротуаре остались видны следы антигололедного материала - остатки соли (Na Cl). Поэтому могло сложиться впечатление, что антиголеледного материла было использовано больше чем обычно, хотя на самом деле в стабильных погодных условиях (без резкого перепада температуры), какие были на прошлой неделе, обработка производилась только локально, вблизи мостов и путепроводов", - рассказала представитель Департамента сообщения Рижской думы Уна Ахуна-Озола.

По ее словам, хлор из хлоридов не выделяется в свободной форме, поэтому нет оснований говорить о загрязнении воздуха. Плюс техническая соль содержит очень мало (до 0,2%) не растворяющихся в воде добавок, которые в результате обработки дорог могут превратиться в пыль.

Еще в 2012-м году Департамент сообщения заказал у Рижского технического университета исследование на тему использования в Риге альтернативных реагентов. "Учёные пришли к выводу, что используемая на рижских улицах модель является выражено универсальной и сбалансированной в плане мобильности, доступных ресурсов и технического состояния инфраструктуры. Ученые указали, что очень важно, чтобы поиск альтернативных материалов и методов не стали самоцелью", - говорит Ахуна-Озола.

В Департаменте сообщения также решили развеять несколько мифов на эту тему:

  • абсолютно безвредных антигололедных материалов нет - у каждого есть побочные свойства, которые прямо или косвенно влияют на окружающую среду
  • нет чудо-средств с универсальными антигололедными свойствами, однако, есть реагенты, которые больше других подходят в конкретном виде в конкретных условиях
  • при использовании материалов, которые по цене многократно превышают стоимость соли, не гарантирован пропорционально высокий результат
  • соль по-прежнему является основным реагентом для обработки дорог и улиц во всех развитых странах (Северная Америка, Северные страны, Япония, Германия и др.)
  • побочные свойства соли хорошо изучены в долгосрочной перспективе и известны решения, для их уменьшения, чего нельзя сказать о большинстве альтернативных материалов
  • весной посаженные по обочинам дорог насаждения специально поливают, чтобы смыть с коры деревьев оставшуюся соль.

"Главная претензия, из-за которой в обществе сформировалось негативное отношение к соли - она оставляет белые следы на обуви. Однако неверным является утверждение: нет следов - значит, нет влияния на окружающую среду, строения и обувь", - говорит представитель Рижской думы.

Что касается щебня, как альтернативного материла, то, как пояснили в Департаменте сообщения, его не используют по нескольким причинам. Во-первых, городские ливневки представляют собой канализационную систему закрытого типа, которую щебень просто забьет. Строительство новой канализационной системы будет стоить миллионы. Во-вторых, щебень уменьшает скольжение, но не способствует таянию снега. В третьих, использование щебня в Северных странах обусловлено доступностью этого природного ресурса, его транспортировка до Латвии приведет к дополнительным расходам. Кроме того, нехватка абразивных материалов привела бы к тому, что цикл обработки стал бы в 10 раз короче, а значит, увеличились бы транспортные расходы и время работы.

"И, наконец, культура вождения водителей транспортных средств еще не настолько развита, чтобы передвигаться в Риге по обледеневшей проезжей части, обработанной щебнем", - указала представитель Департамента сообщения Рижской думы Уна Ахуна-Озола.

Присылайте репортажи и выигрывайте подарочную карту на сумму 30 евро! Правила - тут. Присылайте фото и видео на reporter@delfi.lv или отправляйте через форму для незарегистрированных авторов!

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !