Бетонная столица угонов и уличных хулиганов
Криминальная история Зиепниеккалнса
КРИМИНАЛЬНАЯ РИГА. ЛЕВЫЙ БЕРЕГ
Диана Чучкова
Автор проекта
Ольга Петрова
Автор проекта
Типовые многоэтажки, ряды хрущевок из белого силикатного кирпича, пестрящий разнообразием форм частный сектор, новостройки с претензией на элитарность — все это современный Зиепниеккалнс, один из самых беспокойных районов Риги. Delfi рассказывает его криминальную историю.
Молодой неспокойный район
Криминальная история Зиепниеккалнса похожа на другие спальные районы Риги. Стремительная массовая застройка, молодое и пестрое население, уличная преступность и квартирные кражи такими были 1980-е. Очень быстро район нынешних улиц Валдекю и Озолциема застроили типовыми девятиэтажками 119-й и 602-й серии. Один из таких домов, на улице Озолциема 18 самый длинный во всей Латвии. В нем 396 квартир, и в народе его прозвали “великой Китайской стеной” (справедливости ради, еще один почти такой же дом есть и в Пурвциемсе). “Стена” часто попадает в полицейские сводки из-за неспокойного нрава некоторых его обитателей. Чаще всего речь идет о хулиганстве.
"Криминальная Рига"
Проект Delfi, в котором мы рассказываем о криминальной истории рижских районов. На основе архивных материалов и статистики, при помощи бывших и действующих сотрудников полиции и милиции мы рисуем карту столицы Латвии. От Пурвциемса до Иманты, от Кенгарагса до Болдераи: как там было с преступностью в прошлом? Безопасно ли сегодня? Это вторая часть проекта, первая здесь:
Второй по количеству жителей район Пардаугавы: в 2021 году здесь проживали 30 715 человек. Если сопоставлять с районами на правом берегу Даугавы, то ближе всего к Зиепниеккалнсу по количеству жителей стоит центр (29 522 человека). Площадь микрорайона — 594 га (чуть больше Чиекуркалнса — 567 га).
Зиепниеккалнс
В 1990-х в Зиепниеккалнсе стало совсем неспокойно. Осенью 1994 года в подвале одного из домов от полиции скрывалась банда “убийц полицейских”. Два года спустя, в 1996-м, в Зиепниеккалнсе произошло два массовых убийства, в которых в общей сложности погибли семь человек. Среди них оказались две девушки, случайно ставшие жертвами киллеров.
В конце марта 1997 года в квартире на ул. Валдекю было найдено тело мужчины (1948 г.р.), на теле которого эксперты насчитали несколько колотых и резаных ран. Кроме того, убийца перерезал жертве горло. В ходе следствия полиции удалось установить, что уважаемого в обществе человека убил молодой незнакомец, с которым он познакомился накануне возле остановки 19-го троллейбуса. Следователи выяснили, что убийство произошло на личной почве, после чего преступник обокрал владельца квартиры, вынеся из дома телевизор, фотоаппарат и другие личные вещи.

Девяностые в Зиепниеккалнсе
Ранним утром 28 октября 1994 года в лесном массиве Зиепниеккалнса, всего в 300 метрах от дома номер 21 по ул. Ритаусмас был найден автомобиль ВАЗ-2109, врезавшийся в дерево. В метре от машины обнаружили тело 26-летнего Тенгиза Г. с огнестрельным ранением в грудь, а чуть дальше в лесу — примерно в 50 метрах от “девятки” — тело ранее судимого Сергея З. (1956 г.р.) с огнестрельным ранением в голову. Следствие установило, что по машине был открыт огонь из автомата, а затем нападавшие застрелили водителя и пассажира.
26 марта 1996 года. В квартире на ул. Озолциема, 10/3 из пистолета системы Макарова были убиты неоднократно судимый Наурис Иесалниекс и Дзинтарс Пертникс-Громов, которых связывали с преступной группировкой Яниса Даугулиса. Оба подозревались в нападении на кассира Медицинской академии, у которой похитили 50 000 латов. Также в квартире были найдены тела убитых молодых девушек в возрасте 17 и 18 лет — Ирины и Валерии. Следствие выяснило, что они оказались случайными свидетелями, от которых избавились нападавшие. Полиция установила возможных подозреваемых, сбежавших в Литву. В правоохранительных органах пояснили, что там они стали жертвами сведения счетов в уголовной среде.
Внимание!
Публикация содержит изображения сцен жестокости, которые могут шокировать читателей
смотреть видео
Июнь 1996 года. В доме на ул. Саулкалнес убиты арендовавший жилье 30-летний Улдис С., а также молодая женщина. Их тела в стадии разложения обнаружила хозяйка дома, о чем сразу же сообщила в полицию. Полиция также получила информацию о пропавшем без вести юноше. К расследованию подключились сотрудники 1-го отдела Рижской уголовной полиции и полиции Земгальского предместья Риги, которые вышли на след Олега В., недавно вернувшегося из армии. В последний раз парня видели в баре в компании Улдиса и его приятельницы. Следствие установило, что Олег зарубил топором не только эту пару, но и юношу, объявленного в розыск: его тело нашли закопанным в саду около дома. Мотивом преступления стало сведение личных счетов за старые обиды. У задержанного нашли мобильный телефон, принадлежавший одной из жертв, а также документы на автомобиль. Позже машину обнаружили в Саулкрасты.
Тревожно в Зиепниеккалнсе было и в 2000-х: здесь был убит известный бизнесмен Эдуард Бабург. Многие до сих пор помнят и дело 15-летней школьницы, с которой из-за компьютера жестоко расправился завистливый одноклассник. Все еще на слуху история Андрея Климова: он убил не только супругу, но и двоих своих сыновей.

Весной 2005 года в полицейских сводках постоянно появлялся клуб Fakultate на улице Ливциема. Рядом с клубом в течение месяца произошло два убийства: сначала в контейнере возле развлекательного заведения нашли тело мужчины, у которого банда подростков похитила телефон и кошелек, а затем в новостройке по соседству обнаружили тело повара, работавшего в клубе.
Убийство бизнесмена Бабурга до сих пор не раскрыто
Вечером 28 января 2002 года на ул. Озолциема, 14 был убит владелец столичного универмага "Таллин" Эдуард Бабург (ему принадлежал 51% долей капитала ООО Tallinn общей стоимостью 75 480 латов). Бизнесмена застрелили недалеко от его дома, когда он возвращался с автостоянки. У Бабурга с собой было личное оружие, однако воспользоваться им он не успел. Изначально рассматривались три версии: связь с бизнесом убитого, с целью ограбления или же по личным мотивам. От версии ограбления полиция отказалась, поскольку Бабурга застрелили из пистолета ПМ с глушителем. Это убийство до сих пор не раскрыто.
смотреть видео
Внимание!
Публикация содержит изображения сцен жестокости, которые могут шокировать читателей
Случались в этом районе и дерзкие налеты на магазины и торговые центры. В 2008 году преступники на автомобиле протаранили двери торгового центра на Виенибас гатве и менее чем за минуту похитили из ювелирного магазина сейф с бриллиантами. Стоимость похищенного составила несколько десятков тысяч латов. Несколько дней спустя злоумышленники попытались ограбить и ювелирный магазин на ул. Мукусалас. Воры проникли в торговый центр Debesmanna и попытались унести металлический ящик с ювелирными изделиями. План провалился: ящик был прикручен к полу.
Кадр видео из архива Госполиции.
10 августа 2000 года в Зиепниеккалнсе произошла и одна из самых трагических автомобильных аварий в истории Риги. Автомобиль BMW, которым управлял 19-летний Денис Веремейчик, врезался в остановку на улице Валдекю. В этом ДТП погибли три человека, а еще трое, включая ребенка, получили тяжелейшие травмы.
В 2015 году на улице Дигнаяс развернулись события, достойные голливудского боевика: сотрудники Уголовной полиции и спецназ проводили операцию по освобождению заложников из Казахстана. Преступники требовали у отца заложницы выкуп в виде недвижимости в Алматы, оцененную в 400 000 долларов США.
Андрей Климов. Фото LETA
Шокирующие убийства в Зиепниекканлсе
Декабрь 2003 года. В квартире на ул. Озолциема найдено тело 15-летней школьницы Алины со следами насильственной смерти — эксперты насчитали 40 ножевых ранений и следы удушения. Преступление совершил ее одноклассник, друг и сосед по дому Алексей Б., решивший похитить компьютер. Следствие установило, что Алину воспитывала мать, которая работала медсестрой. Дочка помогала матери, устроившись работать в McDonalds. За старания мать решила подарить дочке компьютер. Девочка рассказала об этом Алексею. Подросток узнал, когда мать одноклассницы работает в ночную смену, пришел к ней в гости и, убедившись, что она одна, стал наносить ей удары ножом. Нападавшего нашли через пару дней, во время обыска в его квартире полиция нашла и похищенный у Алины компьютер. В 2004 году суд приговорил Алексея Б. к 14 годам лишения свободы.
31 августа 2006 года. В квартире на ул. Валдекю были обнаружены тела убитых мальчиков — 10-летнего Александра и 11-летнего Алексея и их матери Анжелики. Тройное убийств совершил глава семьи — Андрей Климов, который сам вызвал полицию. Известно, что супруги работали в фирме, занимавшейся игорным бизнесом. Первичная медицинская экспертиза признала Климова полностью невменяемым. Полиция настояла на повторном, стационарном обследовании, по итогам которого Климов был признан ограниченно вменяемым. В 2008 году Палата по уголовным делам Верховного суда Латвии приговорила его к пожизненному сроку.
Сейчас Зиепниеккалнс стал чуть спокойнее. Тем не менее, он по-прежнему доставляет сотрудникам полиции самую большую головную боль среди всех районов на левом берегу Даугавы. Есть у Зиепниеккалнса и своя криминальная специфика. 
Карта преступлений:
Зиепниеккалнс (1991 - 2023 год)
Квартирные кражи: много, но по мелочи
Бывший сотрудник милиции и полиции Алексей (имя изменено) успел поработать в Зиепниеккалнсе и в те времена, когда тот являлся частью Ленинского района Риги, и позже, когда эта часть города стала называться Земгальским предместьем. “В восьмидесятых и девяностых основной проблемой для нас были кражи, — вспоминает он. — Больше всего квартирных краж фиксировали в новостройках Зиепниеккалнса и Золитуде. Эти районы сильно отличались и по составу жителей, и по их материальному положению. Добыча воров тоже отличалась: в одном районе крали много, но по мелочи, а в другом штучно, но дорогие вещи”.
Когда в Зиепниеккалнсе стали возводить первые многоэтажки, туда начали переселять жителей из Московского форштадта. “И квартиры были там проще, и люди небогатые. Это уже в 1990-е, когда стали жилье продавать, контингент там поменялся. А до этого туда даже переезжали с неохотой. Вот Золитуде считался престижным районом. Очень много моряков там квартиры получили. Значит, машины у людей есть, заграничные вещи, украшения. Так что в Золитуде квартирных краж и краж из машин тогда хватало”, — рассказывает бывший полицейский.

В конце 90-х - начале 2000-х годов головную боль полиции причиняли посетители кафе, которое располагалось на ул. Валдекю 56. В баре часто собиралась сомнительная публика, а посиделки с алкоголем нередко заканчивались драками и поножовщиной, причем иногда даже с летальным исходом. Случалось, что и в бар, и в пункт обмена валюты наведывались воры.

Еще один собеседник из числа бывших сотрудников милиции,  Виталий (имя изменено), вспоминает, что даже в восьмидесятых, когда социальное расслоение еще не было таким значительным, находились те, кто совершал кражи ради пропитания. “В частном секторе, где-то в районе улиц Картупелю, Грауду и Ирбенес как-то появился странный вор, который крал исключительно то, что хозяева домов хранили в погребах. Ну а что там брать? Картошка, овощи, соленья, варенья. Несколько раз мы приезжали в дома, где все было застелено дефицитными в ту пору коврами, а секции ломились от привезенных “из морей” перламутровых сервизов. Иконы по всем углам, такие темные, видно, что старинные и дорогие. Но ничего из всего этого добра не пропало. Зато унесли два мешка картошки, свеклу и капусты мешка три. И вино домашнее. Странный набор”. 
“Потом поговорили с одними свидетелями, с другими, поняли, что кто-то из местных, — вспоминает Виталий. — Так и оказалось: мужичок недавно освободился из тюрьмы, жена в дом не пускает, поселился у приятеля на берегу Даугавы. Работать не хотелось, обратно в тюрьму тоже, а содержать себя как-то надо. С чего он вдруг решил, что за украденные из чужих погребов овощи и продукты его снова не посадят? К тому моменту, как мы его взяли, он успел опустошить пять или шесть погребов. Все равно в тюрьму вернулся”.
В середине 90-х годов в заброшенных домах на территории старого Зиепниеккалнса нередко находили человеческие останки. Чаще всего это были бродяги, обустраивавшие себе жилище в подлежащих сносу постройках. Кто-то умирал от болезней или алкоголя, а кто-то погибал во время пожаров или пьяных драк.
Внимание!
Публикация содержит изображения сцен жестокости, которые могут шокировать читателей
смотреть видео
Кражи с запахом “Тайны рижанки"
В советское время на левом берегу Даугавы появилось много крупных предприятий. Разумеется, всегда находились и охочие до государственного (в их понимании — бесплатного) добра. Ни присутствие охраны, ни перспектива попасть на скамью подсудимых не удерживали их от желания поживиться.
“На крупных предприятиях тогда была своя охрана, к ним был прикреплен работник ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями советской собственности — Ред.). Но рабочие все равно воровали, а мы постоянно там кого-то ловили. С “Дзинтарса” крали духи, помаду, мыло. С Рижского молочного комбината умудрялись выносить не только молоко, масло или сырочки, но даже мороженое! С фабрики “Аврора” носки и колготки воровали. Помню, один работник этого предприятия нам так и заявил: я носки не стираю, на работу прихожу и беру себе новые”, — вспоминает бывший полицейский Алексей. На кражах попадались и рабочие Рижского радиозавода им. Попова, и сотрудники кожевенного комбината “1 мая”.
“Для себя редко крали. Чаще всего для перепродажи. Милиция часто устраивала засады возле фабрик и заводов. Бывало, человек попадался на мелочи, и навсегда завязывал. Но и такие наглецы бывали, что мы диву давались. Одного за хищения выгнали с завода, так он через бывших коллег организовал целую цепочку: они товар через забор перекидывали. Он потом известным спекулянтом стал. А начинал с копеечной сметаны”, — смеется Виталий.
Автокражи на потоке: Covid-19 против воров
Сегодня Зиепниеккалнс тоже не самое спокойное место. По словам начальника отдела Криминальной полиции участка полиции “Земгале” Рижского регионального управления полиции Андрея Маслова, именно этот район  причиняет полиции больше всего головной боли.

“Если что-то у нас происходит, то, как правило, в Зиепниеккалнсе. Сложно сказать, с чем это связано — там квартиры дешевле, людей живет больше. Плюс Зиепниеккалнс географически расположен на выезде. Сейчас угонов машин уже нет, а раньше только из Зиепниеккалсна “уходило” по 50 машин в год. Оттуда прямой выезд из Риги на Литву. Угоняли те машины, на которые был спрос. Вор не выбирает — на что поступил заказ, то и берет”, — говорит Маслов.
Пандемия ударила по автопроизводителям: новые машины сейчас приходится ждать по полгода-год. Хороший подержанный автомобиль теперь тоже купить непросто. Спрос на запчасти остается высоким.  Страховые компании сообщают, что в Латвии стали угонять даже 20-летние машины. Однако вопреки всему этому в Зиепниеккалнсе ситуация с угонами кардинально улучшилась.
Как пандемия и война влияют на преступность
Два года пандемии Covid-19 привели к тому, что преступлений в Риге стало меньше: свою роль сыграли ограничения как внутри страны, так и на внешних границах. Пошли на спад угоны, сократилась уличная преступность, но стало больше попыток мошенничества или преступлений в виртуальной среде. Во второй половине 2022-го и начале 2023-го года общество вернулось к привычному ритму жизни, и на это наложились экономические трудности, связанные с войной в Украине и высокой инфляцией. Госполиция отмечает, что стало больше квартирных краж и грабежей на улицах, а также краж топлива с бензоколонок. Количество тяжких преступлений пока не растет
“Сейчас автоугонов практически нет, — говорит Андрей Маслов. — Когда начался Covid-19, очень сильно упали кражи автомобилей. Отчасти это связано с тем, что усилился пограничный контроль: ведь, как правило, машины воруют не для внутреннего рынка. Кроме того, в последнее время было задержано несколько группировок автоугонщиков. Постепенно все сошло на нет”.
Случайные угоны по прежнему бывают: хулиганы забираются в машину, проводки соединят, покатаются и бросят. “Два года назад наконец-то были внесены изменения в законодательство, и теперь кража любого автомобиля трактуется как статья 175-я часть 3-я — тяжкое преступление, до пяти лет лишения свободы. Раньше степень тяжести наказания зависела от стоимости автомобиля. То есть, если угоняешь 10-летний Mercedes Benz, то у тебя идет статья 101-я, часть первая — до трех лет лишения свободы. Но если ты воруешь магнитофон, выбив окно — за это полагается до пяти лет. Мы с этим абсурдом работали 10 лет”, — говорит Маслов.
Характер района: хулиганство и уличные грабежи
Никуда не исчезли уличные конфликты и разбой, говорит Андрей Маслов. “Все последние разбои, процентов семьдесят — это, как правило, Зиепниеккалнс, — рассказывает он. — Забирают деньги, ювелирные украшения, иногда даже копеечные наушники”.
Чаще всего грабители поджидают своих жертв возле питейных заведений. После пандемии, правда, “забегаловок” стало меньше. Своих жертв грабители могут предварительно высматривать и в общественном транспорте: засекают, например, в троллейбусе, выходят с жертвой на остановке и при первой же возможности “отжимают” мобильные телефоны, кошельки или сумочки, в которых могут быть и деньги, и документы.
Октябрь 2000 года. В старом Зиепниеккалнсе в течение трех часов ранены четыре человека. На прохожих нападал вооруженный ножом алкоголик, который до этого две недели находился в запое.
Бывают и довольно странные случаи. В 2017 году, например, полиция задержала 25-летнего мужчину, который преследовал на улице женщин, а затем просто к ним прикасался.

Одно из последних резонансных преступлений, всколыхнувших микрорайон, произошло в начале сентября 2022 года: на ул. Дижозолу бывший прокурор Андрей Г. убил свою супругу, после чего выбросился из окна и погиб. Одной из причин трагедии соседи назвали непримиримые разногласия в семье.
Еще одно громкое преступление произошло в декабре 2021 года: мужчина закрылся в квартире со своим ребенком и не впускал жену. Прибывшие на место происшествия полицейские потребовали им открыть, мужчина не реагировал, и тогда дверь взломали. В квартире сотрудники полиции обнаружили трехлетнего ребенка без признаков жизни, а также 32-летнего мужчину с множественными колото-резаными ранами. Медики скорой констатировали смерть ребенка, а мужчина был доставлен в больницу.

Нелегальное кладбище животных в Зиепниеккалнсе. Здесь же время от времени собираются бродяги и случаются преступления. Фото Delfi

Случаются в Зиепниеккалнсе и трагические, но довольно нелепые происшествия. В феврале 2021 года во дворе одного из садовых домиков в бочке нашли тело молодой женщины. Зимой в таких домиках обычно живут бездомные. Один из местных обитателей предположил, что женщина накануне распивала алкоголь с их соседом, затем в темноте не заметила препятствия, потеряла равновесие и упала в бочку.
Огороды в конце улицы Малу в зимнее время нередко попадают в полицейские сводки. Бездомные, которые там зимуют, начинают топить самодельные печки и засыпают, оставляя огонь без присмотра. Еще совсем недавно полиция то и дело обращалась к жителям с просьбой опознать обгоревшие тела, найденные в садовых будках после пожара.
14 декабря 2001 года на крупнейшей в Балтийском регионе спичечной фабрике "Комета" (ул. Гулбью 17a) вспыхнул пожар, который унес жизни шести человек, еще трое позже скончались в больнице. Возгорание возникло в упаковочном цехе фабрики в результате взрыва. В момент возникновения пожара в цехе находились 9 человек: 8 женщин и один мужчина.
Внимание!
Публикация содержит изображения сцен жестокости, которые могут шокировать читателей
смотреть видео