Проблемы образования становятся для нашей страны вопросами жизни и смерти. Об этом говорили участники круглого стола, который прошел недавно по инициативе общества "Балтийский форум".
Куда же мы движемся?

Тема дискуссии — "Современное образование в современном мире: проблемы, тенденции, перспективы". По словам организаторов, первый из нескольких запланированных круглых столов призван обозначить повестку дня следующих и стать ступенькой к большой международной конференции по современному образованию, которая может состояться в Риге осенью. А сначала нужно оглянуться — на каком мы свете живем, куда движемся…

- Этот вызов стоит сейчас перед всем миром, — сказал "Часу" директор "Балтийского форума" Александр Васильев. — Стремительно изменяются условия жизни, ее продолжительность, да и весь мир, который нас окружает. Если наша система образования не будет откликаться на эти изменения, значит, мы станем задворками Европы. Или придут китайцы, которые создадут нам жесткую конкуренцию. Только образованные молодые люди могут вытянуть Латвию из тупика. И проблема не только в языке обучения вся система в кризисе.

На встречу были приглашены директора школ, педагоги, родители, руководители частных вузов. Госструктуры были представлены только Эвией Папуле. Больше никто из министерства образования и науки на приглашение не откликнулся, и г-жа Папуле невольно стала в глазах окружающих олицетворением государства. Многие реплики участников круглого стола были скрыто адресованы именно ей, а в ее лице — власти. Так что в своем выступлении Папуле пришлось специально обговорить, что она является директором Государственного агентства качества образования и не отвечает за министерство в целом.

Цель — научить не знанию, а пониманию

Вел дискуссию профессор Абрам Клецкин, который сумел даже самый свой безнадежный диагноз ("Ни латвийское государство, ни общество не имеют понятия, как нам идти вперед в деле образования!") окружить такими яркими, глубокими мыслями и такими привлекательными идеями, что ваш корреспондент невольно подумал: если есть в Латвии хотя бы один человек, который ТАК мыслит — еще не все потеряно.

На самом деле министерство образования и науки тоже мыслит о будущем и в сотрудничестве с общественными организациями разрабатывает перспективы развития системы образования на ближайшие семь лет. Однако руководители "Балтийского форума" уверены, что проблема нуждается в более широком общественном обсуждении. А из всего сказанного за круглым столом "Час" сделал вывод, что и перспективы нужно рассматривать с более дальним прицелом. Семь лет — это слишком близоруко. Семьдесят — другое дело.

Абрам Клецкин выразил эту мысль парадоксальным образом, напомнив собравшимся, что те, кто сегодня только садится за парты, выйдут на пенсию в 60-х годах нашего века. Это означает — все, что мы сейчас заложим в них в школе, будет сказываться на развитии страны в течение полувека. А образование человека это ведь не просто учеба, это в полном смысле слова — образование, то есть создание человека.

Можем ли мы прогнозировать, как изменится жизнь через десятки лет и что понадобится знать и уметь в будущем сегодняшним первоклашкам? Вряд ли. Образование и не должно быть узко утилитарным (это абсурд, если ребенок после девятого класса решает, что ему в жизни нужен только английский и экономика, потому что он станет менеджером…).

- Цель образования — научить не знанию, а пониманию, — считает профессор.

Виктор Глухов, учитель математики и депутат Рижской думы защищал классическую шкалу ценностей, где именно знание точных наук стоит на первом месте. Без математики нельзя научиться логически мыслить. А научившись, можно уже мыслить о чем-то другом. Доказательством его правоты, по мнению "Часа", мог бы служить тот факт, что среди современных политиков, банкиров и успешных бизнесменов весьма велик процент выпускников физфака. Умение решать сложные задачи пригодилось им и тогда, когда жизнь и время кардинально изменили условия задач, а "икс" и "игрек" сменились другими неизвестными…

- Образованный человек есть сам по себе богатство страны, — утверждает Игорь Пименов, руководитель ЛАШОР, депутат думы и тоже выпускник физфака. — Образованный человек — это человек свободный, им труднее манипулировать. Но если уж он решает поддержать власть, его поддержка более устойчива и делает общество более стабильным. Государство должно помнить, что именно в школе оно делает себе пиар в глазах подростков и может внушить ему свои идеалы и ценности.

Система трещит по швам

Проблема языка обучения была вынесена за рамки обсуждения, и Эвия Папуле выразилась в том смысле, что язык — это всего лишь инструмент образования, не более… Но, по мнению вашего корреспондента, неродной язык может служить плохим инструментом. И, не затрагивая эту проблему, мы рискуем оказаться в положении ездока, который чинит только одно колесо телеги, в то время как другое заведомо не на ходу. Так все равно далеко не уедешь. Игорь Пименов напомнил, что язык образования — это вопрос не только обучения как такового, это вопрос воспроизведения национальной и культурной идентичности молодого поколения. И этот вопрос с повестки дня не снят.

Но правда и то, что трещит по швам вся образовательная система целиком. И представители латышских школ говорили о тех же самых проблемах, что их русские коллеги. Нет глобальной стратегии развития образования, неясно как, чему и зачем учить. Падает качество образования, при этом дети неимоверно загружены, их головы распухли, как у больных энцефалитом. У них нет времени на отдых, школьная программа предъявляет им такие нелепо завышенные требования, которые только формируют у них комплекс неудачников и не дают никакого чувства самоуважения.

- А где же удовольствие от учебы? В школе дети должны не только учиться, но и радоваться жизни! — сетовал директор Классической гимназии Роман Алиев.

Какое может быть у учителя удовольствие от работы при такой нагрузке, такой зарплате и таких бюрократических придирках, вторит ему директор 10-й рижской школы Надежда Икауниеце. А Сюзанна Карапетян, председатель родительского совета 10-й школы, говорила о том, что учитель должен стать главным лицом в движении Латвии к светлому будущему и образцом для подражания детям. А если он после уроков подрабатывает уборщицей — о чем уж тут говорить. Падение престижа профессии налицо. Трагически прозвучали слова Маргариты Игнатьевой из Резекне, всю жизнь отдавшей педагогике. Она сказала, что больше в школе она работать не может, ибо учитель там бесправен, беззащитен и чувствует свою ненужность.

Где она, одна команда?

Эвия Папуле в завершении дискуссии обратилась с призывом к родителям активнее вмешиваться в жизнь школы, добиваться решения тех проблем, которые сейчас так сильно всех волнуют, требовать от самоуправлений повышения зарплат педагогов и улучшения финансирования школ и т.д.. Ведь нарастающее вмешательство родителей — естественный процесс в демократическом государстве.

Так-то оно так, но самый главный вывод дискуссии, по мнению "Часа", прозвучал из уст педагога Рижской литовской школы Инги Стрелниеце: мы можем сколько угодно говорить о своих проблемах, но наша беда в том, что все мы — родители, педагоги, директора, чиновники министерств и самоуправлений, политики — не чувствуем, что мы одна команда. Не работаем, как команда. Каждый сам по себе.

А ведь это правда. Иван кивает на Фому, Фома кивает на Ерему. Спасайся, кто может…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!