Казалось бы, процесс денационализации в нашей стране давно закончился. Все, кто мог документально подтвердить право собственности, вернули себе домо- и землевладения. Однако в принятых еще в 1991 году законах заложены многие мины замедленного действия. Законами недовольны как многие домовладельцы, так и жильцы, которые в силу не зависящих от них обстоятельств оказались заложниками в хозяйских домах. Новый поворот темы возник после недавнего отказа Сейма рассматривать проект закона о компенсации за утраченную еврейскую собственность. Почему же до сих пор так кровоточит эта тема? "Телеграф" решил разобраться, вернувшись к истокам денационализации.
30 октября 1991 года Верховный совет ЛР принял Закон о денационализации домовладений в ЛР. Вместе с Законом о передаче домовладений законным собственникам он лег в основу юридической базы процесса возвращения собственности в Латвии. По данным Центрального статистического управления, за 10 лет, с 1991 по 2001 год, комиссиями по денационализации при местных самоуправлениях было получено 22 153 заявления от бывших домовладельцев и их наследников, претендующих на свою недвижимую собственность. Ускоренная денационализация продолжалась вплоть до 1996 года, а затем свое имущество можно было возвращать в судебном порядке. Причем эта возможность до сих пор не закрыта. В 60% случаев (12 795) имущество возвратили, в 30% (6399) — в праве собственности было отказано и в 10% (2129) выплатили компенсацию.

Одновременно суды и прокуратура были завалены исками. За 10 лет Ревизионная комиссия Рижской думы направила в Окружной суд 382 заявления, требуя признать незаконность процесса денационализации. Тому виной оказалась крайняя расплывчатость в формулировках, кто из родственников или потомков бывшего домовладельца мог претендовать на имущество. Фактически применялся механизм принятия наследства, прописанный в Гражданском законе. Если не было наследников первой категории, свои права могли предъявлять наследники второй категории и так до бесконечности. Однако суды весьма лояльно относились к документальным подтверждениям права наследования. Иногда принимались во внимание даже устные свидетельства совершенно сторонних людей.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !