f64_mk_parex_081203_017
Fоtо: F64

У восстановленной Латвийской Республики не было ресурсов, чтобы противостоять рижскому ОМОНу, который в августе 1991 года фактически был на стороне путчистов. Об этом в интервью NRA заявил премьер-министр тех лет Ивар Годманис.

Вспоминая драматичные события в связи с путчем ГКЧП, Годманис отметил, что члены тогдашнего латвийского правительства были уверены, что их в ближайшие часы арестуют или даже расстреляют. "Мы обсудили, где каждый будет находиться. Нюанс был в том, что я остаюсь на месте, в здании Кабинета министров. Приспущенный флаг над зданием был бы сигналом, что меня арестовали или расстреляли. Министра иностранных дел Яниса Юрканса мы успели выслать из страны. Если бы всех нас арестовали, был бы хоть один человек, который защищал бы нас за рубежом. Мы написали призыв к людям сохранять спокойствие", — сказал он.

"Вечером 19 августа становилось все хуже. Со мной были парни из правительственной охраны, Илмар Бишерс. Каким-то мистическим образом ко мне попал мой советник Эдвин Инкенс. Вскоре ко мне обратились молодые люди из охраны — мол, что нам делать? Стрелять или нет, если кто-то атакует? Я ответил: если нападут части регулярной армии, приказываю не стрелять. Я не хочу, чтобы вы погибли. Сам буду говорить с армией. А если нападут какие-то непонятные военнизированные формирования, которыми могут прикрываться путчисты, то нужно стрелять в ответ. Омоновцы непрерывно ездили вокруг здания, звонили охране, что, мол, сейчас начнут палить по окнам из гранатометов. Я сказал парням из охраны, что дело — дрянь. Если кто-то считает, что сможет вырваться из окружения, пусть уходит. Но никто не оставил свой пост", — рассказал Годманис.

При этом Годманис назвал абсурдным мнение о том, что правительственным силам нужно было "задержать омоновцев и судить их в Латвии". "А чем мы могли их задержать? Разве можно было выпустить против них слабо вооруженных, неподготовленных к бою милиционеров? Плюс была информация, что омоновцев прикрывает мотострелковый полк. Ситуация в августе была напряженная: Ельцин в Латвии, народ удручен, милиционеры не готовы к бою, их перестреляют, как зайцев", — отметил он.

По словам политика, важнее всего было создать условия, чтобы рижский ОМОН просто покинул территорию страны. "Они убрались со всем оружием в военном транспортном самолете… У нас с русскими была договоренность, что омоновцев схватят, как только их самолет приземлится в Тюмени. Но русские этого не сделали. Зато когда омоновцы улетели из Латвии, я впервые за 13 дней вздохнул с облегчением… Но в Латвии осталась регулярная советская армия. Сразу после провала путча, конечно, нашлись политики, которые заявили: давай, захватим военкоматы — и дело в шляпе! С трудом удалось предотвратить эти авантюры", — отметил экс-премьер.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !