Foto: F64

Специалисты в сфере внешней политики и конституционного права с тревогой восприняли высказывания президента Андриса Берзиньша о необходимости расширения полномочий главы государства.

Как заявил председатель Комиссии Сейма по внешней политике Ояр Калниньш ("Единство"), его взволновала идея Берзиньша о необходимости переподчинить президенту ряд независимых учреждений — Банк Латвии, антикоррупционное бюро и Госконтроль.

Калниньш недоволен также тем, что президент уже неделю не называет конкретные требования к кандидату в премьер-министры, не объясняя, чем был плох его коллега по партии Артис Пабрикс. Депутата смутила и непонятная позиция Берзиньша по вопросу создания в Латвии Центра стратегической коммуникации НАТО.

"Период после трагедии в Золитуде оказался для нас очень напряженным, и интервью президента, конечно, не помогает успокоить ситуацию", — сказал Калниньш.

Бывший советник президента по юридическим вопросам Эдгар Пастарс назвал идеи Берзиньша "опасными". "Идея о подчинении Госконтроля президенту кажется абсурдной. Но а переподчинение, например, БПБК, возможно только при смене государственного устройства. Тогда пришлось бы создать явно президентское государство по примеру стран СНГ", — сказал он.

Берзиньш накануне дал эмоциональное интервью, в котором заявил, что в Латвии необходимо вернуть практику всенародно избранного президента, который сможет взять под контроль многие учреждения и ведомства.

"Все сейчас независимые, но никто не выполняет свою работу в полном объеме", — заметил президент Латвии, добавив, что на сегодняшний день стране не хватает контроля и в области законодательства, и в сфере применения законов на практике. Поэтому, как заявил Андрис Берзиньш, президент мог бы взять под свой контроль работу Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, Бюро по защите Сатверсме и Банка Латвии.

Говоря же о потенциальных кандидатах на пост премьер-министра Латвии, Берзиньш сказал, что "можно выбрать и ангела", однако для этого требуется поддержка парламентского большинства.

В свою очередь, отвечая на вопрос, почему была отвергнута кандидатура Артиса Пабрикса, в спокойной речи главы президента появились резкие эмоциональные ноты.

"Это моя ответственность и мое решение", — сказал Берзиньш, заметив, что нигде не сказано, что ему, как школьнику, нужно отчитываться, почему он принимает те или иные решения.

"Я дал предельно ясный ответ", — резко заявил президент Латвии, отвечая на вопрос о мотивах отказа от кандидатуры Пабрикса.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!