Leta1052
Fоtо: LETA

Популярное мнение "не за кого голосовать" и "все равно ничего не изменится" означает, что на следующий "референдум" о присоединении какой-нибудь территории к России смогут отправиться сразу несколько латвийских евродепутатов, а не одна Татьяна Жданок, как в Крыму этой весной. За них проголосуют те, кому кажется, что голосовать не за кого.

На этих выборах ЕП один из важнейших вопросов — безопасность Латвии. Как мы все больше убеждаемся, безопасность — это не только танки и ракеты. Мы обоснованно ожидаем, что наши союзники не оставят нас один на один с Россией в ее "перманентной войне" за восстановление империи. Однако надеясь на солидарность западных партнеров, мы можем попасть в двусмысленную ситуацию, когда наши представители в единственном избираемом органе ЕС выступят за интересы России.

Обеспечение мнимой легитимности кремлевских референдумов на аннексированных территориях — лишь один из способов, как латвийские депутаты могут идти против государственных интересов. Мандат евродепутата дает широкие возможности. Не всегда явные, но все равно эффективные.

Выборы — это самое прямое и репрезентативное волеизъявление народа. Состав депутатов от Латвии в мире можно будет считать проявлением воли большинства латвийских избирателей. Если нам все равно, как он выглядит, вряд ли можно требовать от других, чтобы они "углублялись" и "понимали", что на самом деле нам просто "не за кого голосовать" или лень идти на участки. Депутатов от Латвии будут считать представителями Латвии, даже если кто-то из них получит полномочия лишь от малой части избирателей.

Опросы и дела

Прогнозы показывают, что в выборах ЕС могут принять участие только 40% избирателей. Это значит, что для преодоления 5%-го барьера кандидатам хватит примерно 30 000 голосов. При худшем и вполне реальном раскладе это удастся всем четырем промосковским спискам. Так или иначе, их шансы лучше, чем показывают опросы. Как обычно, избиратели будут голосовать, в основном, за личностей, а не за списки.

Последний опрос Latvijas fakti показывает, что барьер преодолевают только четыре списка — "Согласие", "Единство", СЗК и Нацобъединение. Но промосковские силы на этот раз разделились на четыре команды. Скорее всего, традиционно дисциплинированное большинство электората "ЦС" поддержит "центральную" бригаду, как это призывают сделать Нил Ушаков и Янис Урбанович. И тогда мандат получит как минимум лидер списка Борис Цилевич.

Но не стоит недооценивать возможности мощных брендов "Альфред Рубикс" и "Татьяна Жданок" привлечь жалкие 30 000 верных сторонников, даже если названия их партий — "Русский союз Латвии" и Социалистическая партия — покажутся избирателям мене знакомыми и вдохновляющими, чем благословленный кремлевским договором "ЦС". Также и малознакомый латышским избирателям депутат ЕП Александр Мирский (которого, похоже, латышский избиратель вообще не интересует) полагается не столько на узнаваемость своего списка "Альтернатива" в соцопросах, сколько на интенсивную и очень личную работу с избирателями.

Что бы там ни показывали опросы, на прошлых выборах в 2009 году эти трое были среди четырех кандидатов, получивших больше 50 000 плюсов. У Рубикса было 66 603, у Жданок — 57 759, у Мирского — 53 699. Так что, 30 000 голосов в этом году — вполне реальный результат.

Если это удастся, не менее четырех из восьми депутатов Латвии в ЕП будут представлять партии, которые не только в Латвии, но и везде в Европе считаются представителями русских и России. При худшем сценарии, когда "ЦС" получит два места, таких депутатов будет пятеро. Урбанович прогнозирует, что "три места для "Согласия" было бы хорошим результатом". Ушаков в ноябре на съезде "Согласия" заявил, что "одна из наших первичных целей" — выборы ЕП, на которых надо получить "хотя бы" три места.

Новые линии

Восемь мест в ЕП, за которые сражаются кандидаты в Латвии, — это не слишком большое и влиятельное число. Но идеологический раздел между промосковскими и западными политическими силами в новом ЕП будет более ярким, чем в прежнем ("ЦС" и его сателлиты навязчиво пытаются изобразить это как чисто "этнический" раздел между русскими и латышами). Поэтому будет намного важнее, на чьей стороне окажутся эти восемь депутатов.

Кремль может считаться с гораздо большим числом сторонников. Это будут разные европейские крайне-правые националисты, которые дополнят традиционно пророссийский фронт крайне-левых социалистов и коммунистов. Опросы показывают, что эта пестрая и часто немонолитная компания маргиналов, которая все же считает путинский режим альтернативой "декадентской Европе" и "империалистической Америке", может получить как минимум четверть мест в ЕП. Это будет "наша пятая колонна", заявил зампредседателя российской Госдумы, ультра-националист Сергей Бабурин.

В уходящем ЕП крайне-правые и крайне-левые вместе голосовали против поддержки Украины и против осуждения России. На крымский "референдум" тоже ездили и "православная коммунистка" Жданок, и представители радикальных правых партий (например, австрийская Партия свободы и венгерский "Йоббик").

В новом парламенте отношение к кремлевской политике, очевидно, будет более важной линией раздела, чем представления о социальной или экономической политике. Это отношение будет проявляться, например, в важных для Латвии голосованиях по политике восточных соседей или вопросам энергетической независимости. Быть может, восемь латвийских голосов не будут решающими, но присутствие наших представителей на той или иной стороне может повлиять на отношение наших союзников к позиции Латвийского государства. Короче говоря, выступление латвийских депутатов против интересов Латвии не будет способствовать доверию к латвийской политике.

Стоит участвовать в выборах, чтобы такого не случилось. Даже если кажется, что голосовать не за кого. Не только ради "образа" страны, но и ради ее безопасности. Проголосовать за один из списков кандидатов, лояльность которых не вызывает сомнений, означает — уменьшить шансы прокремлевских сил преодолеть 5%-й барьер. За это стоит проголосовать.

Перевод DELFI

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !