Delfi foto misc. - 37429
Fоtо: Reuters/Scanpix

Лидер России Владимир Путин — это "простой мужик", который способен четко выражать свои желания. Такое мнение в интервью порталу Delfi выразил украинский дипломат, бывший посол в США Олег Шамшур.

Украинские политики и дипломаты не раз говорили, что в 2008 году Россия начала вооруженный конфликт с Грузией, теперь воюет с Украиной и продолжит с Балтией. Это оправданный анализ ситуации или популизм военного времени?

Увы, этот сценарий возможен и в реальности. Если посмотреть на Путина, то это довольно простой мужик, который четко говорит, чего он хочет. Западу стоит очень внимательно читать эти намерения Путина. Прежде я не сказал бы, что неспособность прогнозировать украинские события дает основания критиковать силы НАТО, но стоит признать, что раньше, говоря о поведении России, НАТО не всегда приходило к правильному заключению.

Сейчас Путин на Украине может считать себя победителем. Хорошо, ему не удалось провести программу полностью, так как, к приятному удивлению многих, люди на юго-востоке, в основном, все же лояльны Украинскому государству. Но в целом Путин добился довольно основательного сотрясения основ Украины.

Конфликт не завершен. Если ему удастся продолжить свою успешную политику, может последовать продолжение. По-моему, следующей целью Путина может быть Казахстан, если учесть, что в последнее время руководство Казахстана не так легко поддается желаниям России.

О каком шаге России стоит тревожиться странам Балтии?

Не будем забывать, что Россия попытается больше обычного манипулировать русскими меньшинствами в странах Балтии и других местах. Например, случай с эстонским полицейским, по-моему, показывает желание Москвы проверить, на какую ответную реакцию способны страны Балтии. Если этой реакции не будет — прежде всего со стороны НАТО, а не только отдельно стран Балтии, — то давление лишь увеличится.

Пару дней назад президент Украины обещал непременно вернуть Крым. Это публичная риторика или реальный план?

Об этом надо спросить самого президента. Но у меня есть своя идея, как мы могли бы вернуть Крым. Во-первых, мы никогда не признаем аннексию Крыма. Во-вторых, возвращение Крыма не будет кратковременным вопросом. Надо показать Крыму, какая жизнь и социальная среда формируется на Украине, противопоставив ее России. Чтобы они сами захотели вернуться.

После саммита в Уэльсе советник президента Украины заявил, что пять стран НАТО будут поставлять Украине оружие. Они это опровергли. Это ошибка в интерпретации решений или одна из сторон лжет?

Я только что прочитал заявление советника президента Украины. Думаю, публиковать нечто подобное было не слишком продуманно. Мой опыт и дипломатия говорят, что такие решения обсуждают очень скрыто, не публикуя. Я не знаю, что именно говорилось в Уэльсе по этому вопросу. Очень надеюсь, что переговоры о поставках все же начнутся.

Ясно, что саммит НАТО дал сигнал — если оружие и будет поставляться, то не от альянса в целом, а от отдельных стран. Надо признать, это кажется абсурдным. ЕС может разрешить поставки оружия курдам в Ираке, но запрещает то же самое для украинцев.

Как расценивать санкции Запада против России? Эффективен ли этот метод при решении конфликта?

Сейчас предлагается только две возможности — санкции против России или поставка оружия украинцам. Любая дискуссия о том, имеют ли санкции смысл, сейчас бессмысленна, так как просто не хватает других альтернатив.

По-моему, санкции недостаточно сильные, чтобы остановить Путина. Об эффективности санкций можно судить по тому, остановилась ли Россия. Хотя не хочу недооценивать этот метод. Санкции, которые затрагивали бы финансовый и энергетический секторы, способны сильно ударить по Кремлю. Сейчас ЕС показал, что способен целиться в финансы и обороны, но до конца не может договориться по энергетике.

Много говорилось о коррупции и преданности в украинской армии. Как эти проблемы сейчас угрожают мобильности и боеспособности войск?

Я бы сказал, что в начале конфликта из-за этого легко уязвимой была не только армия, но и вся оборонная структура. В основном, это итог политики начала 1990-х годов, когда Украина обещала Западу сосредоточиться на мирном развитии, отказавшись от военного направления. Армия осталась не у дел.  

Эти обстоятельства позволили российским "агентам" проникнуть в армию. Доступность российских финансов для оборонного сектора тоже не способствовала прозрачности.

Это удалось изменить, или русские агенты по-прежнему носят украинские мундиры?

Я бы сказал, что теперь родилась новая армия. Сейчас ее образует большое число добровольцев. Проблема в том, что по-прежнему не хватает арсенала и, думаю, управление структурами и стратегическое планирование не являются сильной стороной армии. Как это изменить? В руководство надо назначить представителей, которые проявили себя на этой войне, заменив тех, кто сохранил власть с прошлых лет.

Это увеличило бы доверие ко всей структуре в целом. Она была бы лояльнее. Конечно, я не говорю, что надо заменить всех, но такая стратегия как тенденция была бы полезна.

Как быть с коррупцией на государственном уровне? Признана ли она серьезной проблемой?

Начиная с 1991 года, каждое правительство Украины заявляло, что коррупция — серьезная проблема, и что с ней будут бороться. К сожалению, если оценивать критически, с первого правительства 1991 года было сделано очень, очень мало. Это огромная проблема. Без прозрачного и надежного правительства мы в Украине не можем надеяться на резкий прогресс. Новое правительство сделало первые шаги, чтобы наконец улучшить ситуацию, но пока этого мало.

Есть ли конкретные проекты и инициативы, как сейчас пытаются изменить надзор за коррупцией?

Сейчас парламент работает над предложениями, как должно выглядеть эффективное бюро по предотвращению коррупции. Вопрос, удастся ли найти достаточно сильных и опытных людей, которые могли бы обеспечить его функции. Парламенту следовало бы так же активно работать над реформой судебной системы. Украина изменилась — надо изменить и представление о публичном секторе, искать способ, как увеличить зарплаты тех, кто трудится на благо государства.

Когда Украина вступит в ЕС?

После многих лет в обществе наконец изменилась поддержка членства в ЕС и НАТО. Сейчас такое решение поддержали бы более 50% жителей. Но в условиях войны о реформах думать сложно. После войны можно будет более реально посмотреть, как мы можем применить условия договора об ассоциации. Сейчас нельзя назвать точное время вступления, но это произойдет.

Олег Шамшур прибыл в Латвию, чтобы принять участие в престижной "Рижской конференции". Это мероприятие уже девятый год подряд собирает высокопоставленных политиков, дипломатов и экспертов.

Оригинал интервью на латышском языке

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !