Суды будут тянуться годами
После трагедии в Золитуде многие латвийские суды — Рижский, Юрмальский, районные суды в Талси и Лиепае — получили иски о взыскании компенсаций в пользу пострадавших. Суммы требований составляют 70-100 млн. евро. Гражданская жена погибшего во время спасательных работ старшего лейтенанта пожарной службы Эдгара Рейнфелдса Ивета Ворза пытается через суд доказать факт гражданского брака (неудачно), а строительный инженер Ивар Сергетс, отвечавший за рухнувшее здание торгового центра, лишился сертификата.
Самый масштабный иск, рассмотрение которого уже начал Рижский окружной суд — требование истцов Эдгара Черненока, Валерии Валентины Мизулы и Оксаны Вилсоне взыскать с SIA Maxima Latvija, строительных компаний Re&Re, Homburg Zolitūde и Tineo, а также Рижской думы 100 млн. евро в качестве моральной компенсации. Суд должен был начать рассмотрение этого иска 27 марта, однако в итоге первое заседание может состояться только в начале декабря.
Другой иск, на сумму 70 млн. евро, Лиепайский районный суд начнет рассматривать 11 марта 2015 года. Ответчиками по этому иску проходят Maxima Latvija, Re&Re, Homburg Zolitude, Tineo, Рижская дума, архитектурное бюро Kubs и HND Grupa. В Талсинском районном суде 3 марта 2015 года будет начато рассмотрение иска против тех же ответчиков, а также компании CM Consulting.
Юрмальский суд объединил в два судебных процесса 12 исков от пострадавших в Золитудской трагедии и их близких. Одно из дел суд начнет рассматривать 29 декабря. Там же, в Юрмале, в суд был подан иск против Нила Ушакова (позже отозван) и председателя правления Re&Re Айнара Пауниньша. Ушакова обвиняли в том, что после трагедии в Золитуде рижские власти недостаточно активно вели расследование случившегося, а Пауниньш, по мнению истцов, продолжал наносить моральный ущерб, поскольку вместо присутствия на памятных мероприятиях отправился отдыхать на Мальдивские острова. Истцы требуют от обоих извинений в связи с нанесенным им моральным ущербом.
Суд Латгальского предместья Риги, между тем, отклонил просьбу Иветы Ворзы признать факт гражданского брака с сотрудником ГПСС Эдгаром Рейнфелдсом. Ворза утверждала, что пара собиралась пожениться летом 2014 года. Государство не оказывает никакой поддержки людям, которые не зарегистрировали свои отношения; все, что они могут получить — это помощь психолога. По словам представителя общества Zolitūde 21.11. Регины Лочмеле-Луневой, подобные проблемы возникли у нескольких пострадавших в результате трагедии в Золитуде. Так, гражданская жена пожарного Сергея Ижика также ничего не получила от государства.
"У них будут очень дорогие адвокаты"
За год, который прошел с момента трагедии в Золитуде, Госполиция занималась расследованием, провела два следственных эксперимента и теперь утверждает, что круг подозреваемых определен. Правда, ни имена, ни их количество не раскрывается. Генеральный прокурор Латвии Эдгар Калмейерс не исключает, что в рамках уголовного процесса к ответственности могут быть привлечены не только физические, но и юридические лица.
В середине апреля Госполиция вместе с экспертами РТУ провели следственный эксперимент, пытаясь определить выносливость конструкций магазина. На крыше здания был установлен бассейн, который заполняли водой до тех пор, пока конструкции не рухнули. Предполагается, что это позволило определить, соответствовало ли здание проекту, а также то, насколько сам проект был правильно рассчитан. Полтора месяца спустя был проведен второй эксперимент — на этот раз, контролируемое возгорание (во время строительства магазина в 2011 году на объекте возник пожар). Эксперты собрали образцы бетона и металлоконструкций.
В конце июля полиция оставила место происшествия и передала его владельцу и управляющему — компаниями Tineo и Homburg Zolitūde. Были снято охрана, ограждение и система видеонаблюдения. Объем материала, полученного в рамках экспертизы, огромен, и ее результаты полиция до сих пор не получила, заявила журналистам представитель полиции Сигита Пилдава.
Между тем, уголовный процесс сейчас находится в режиме ожидания. От результатов экспертизы зависит дальнейшее продвижение дела: только на основании этих данных можно установить причины обрушения крыши и определить подозреваемых. По словам министра внутренних дел Латвии Рихарда Козловскиса, это самое сложное дело в истории Латвии. "Наша цель — качество. Мы понимаем, что эти люди привлекут к суду очень дорогих адвокатов, и мы должны быть уверены, что нас не будут критиковать за то, что в работе полиции что-то было неправильным. Сейчас у меня нет сомнений в работе полиции", — отметил он.
Для расследования "Золитудского дела" Госполиция сформировала группу из 48 следователей, для экспертиз привлечено 11 экспертов. На отдельных этапах следствия делом занималось более 100 сотрудников полиции. Изъято более 275 тонн вещественных доказательств, 80 носителей данных и несколько тысяч документов. В рамках уголовного процесса полиция допросила 400 человек, большую часть из них — неоднократно.
По данным МВД, расследование причин трагедии за год обошлось в 1,3 млн. евро — это почти треть от всех средств, выделенных на ликвидацию последствий этого происшествия. Между тем, уже в феврале 2014 года Козловский утверждал, что выделенного финансирования не хватит для успешного расследования этого дела. МВД пять раз обращалось с просьбой увеличить финансирование, в целом требуя на эти цели 2,99 млн. евро. В конце концов Козловскис признал, что МВД и правительство нашли возможность обеспечить необходимое финансирование, и нехватка средств не сможет затормозить расследование.
Менять нужно всю систему
Рижское строительное управление обнаружило трещины различного размера и конфигурации в 31 здании супермаркетов — 18 Rimi и 13 Maxima. Два магазина — Rimi на ул. А.Деглава, 110 и Maxima в торговом центре Sahara на ул. Лубанас, 117 — были закрыты, а затем, после углубленной проверки — снова открыты для посетителей. Последний по времени похожий случай — остановка работы центра отдыха Akvalande в Риге.
Вскоре выяснилось, что у стройуправ на муниципальном уровне нет возможности проверять безопасность здания по существу — контроль ведется только на уровне документации. Более того, выезжать на объекты от них и не требовалось. В итоге Министерство экономики предложило создать вместо упраздненной Государственной строительной инспекции новый орган — Государственное бюро строительного контроля, которое будет иметь право и принимать в здания в эксплуатацию, и проверять уже сданные дома. Сейчас идет формирование команды этого учреждения и поиск его руководителя.
Кабинет министров принял несколько правил, связанных с новым законом о строительстве. Среди них, в частности, есть норма, которая запрещает вести строительные работы на крыше здания, которое эксплуатируется. Предполагается, что это позволит избежать повторения ситуации в Золитуде, где расположенные внутри здания магазины полным ходом работали, а на крыше продолжалась вторая фаза строительства.
После трагедии в Золитудле Латвийский союз строительных инженеров приостановил действие сертификатов семи инженеров, связанных с возведением рухнувшего здания. Позже такое решение было признано Министерством экономики противозаконным. В январе союз аннулировал сертификаты конструктора Ивана Сергетса и автора экспертизы Андриса Гулбиса.
Между тем, генеральный подрядчик этого проекта — SIA Re&Re — продолжает работать и выигрывать конкурсы на государственном и муниципальном уровне. Так, Re&Re построит новый корпус в Олайненской тюрьме (4,3 млн. евро), реконструирует корпус Рижского психиатрического и наркологического центра (2,1 млн. евро) и стадион в Салдусе (3,1 млн. евро) и так далее.
Никто не забыт, ничто не забыто?
17 апреля пострадавшие и близкие погибших в Золитуде создали общество Zolitūde 21.11., которое на данный момент наиболее активно представляет интересы пострадавших. Общество заботится о семьях пострадавших и особенно о детях, которые потеряли родителей, а также помогает тем, кому государство формально помочь не может.
Созданное с шумом вскоре после трагедии движение "Не будь равнодушным, будь ответственным" в начале февраля 2014 года прекратило свое существование. Его создатели, адвокаты Алдис Гобземс и Алдис Аликс, однако, по-прежнему поддерживают пострадавших юридически.
Общественная комиссия по расследованию причин трагедии в Золитуде со скандалом развалилась после того, как стало известно о финансовых запросах ее участников. Трое членов комиссии — экс-директор Бюро по защите Сатверсме Янис Кажоциньш, экс-активист общества за открытость Delna Инесе Войка и предприниматель Байба Рубеса — вышли из ее состава. Новую комиссию решили не создавать. Одним из первых дел 12-го Сейма в ноябре 2014 года стало создание комиссии по расследованию трагедии в Золитуде.
За год волна возмущения в обществе пошла на спад. В конце 2013 года популярным стал призыв бойкотировать сеть магазинов Maximа, но несколько месяцев спустя никаких последствий бойкота литовская компания уже не ощущала.