Напомним, что надзор за деятельностью банков в Латвии осуществляет КРФК. Но комиссия, судя по последним событиям, не способна самостоятельно выявить подозрительные сделки, пользуются добытой негосударственными организациями и СМИ информацией.
Одновременно Служба по предотвращению легализации незаконно полученных средств лишь немногую часть сообщений о подозрительных сделках передает Управлению по борьбе с экономическими преступлениями Государственной полиции и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК).
Именно эти и другие упреки содержатся в сообщении ОЭСР. И это теоретически может навредить Латвии в переговорах при вступления в эту организацию.
Для исправления недочетов Латвии отведено немного времени — до марта будущего года. Поэтому вряд ли сразу полетят "головы", считает глава бюджетно-финансовая комиссии Сейма Карлис Шадурскис ("Единство").
Вместе с тем политики правящей коалиции критикуют работу руководителя КРФК Кристапа Закулиса.
Из неофициальных бесед с политиками следует, что рекордный штраф в 2 млн евро PrivatBank выписал не Закулис, а его заместитель Петерис Путниньш. Да и сам Закулис этого не отрицает.
Как уже ранее писал портал DELFI, КРФК мотивирует свое решение тем, что банк заключал сделки высокого риска, которые не соответствуют нормативам.
В ходе проверки сделок за период с 2012 по 2014 год, упомянутых в опубликованном национальным банком Молдовы исследовании Kroll, были обнаружены нарушения в анализе клиентов, документировании информации, надзоре за сделками, которые банк не квалифицировал как подозрительные и не известил о них Службу по предотвращению легализации незаконно нажитых средств.
Другой пример. Спустя три недели после опубликования расследования руководителя российского Фонда по борьбе с коррупцией (ФБК) Алексея Навального о том, что через латвийский банк отмывались миллионы семьи генерального прокурора России Юрия Чайки, КРФК еще не знала, о каком банке идет речь.
Комиссия запросила документы у Навального и проверяет информацию. У банка потребовали разъяснения.
Помимо того эксперты ОЭСР критикуют работу Службы по предотвращению легализации незаконно полученных средств, которой 15 лет руководит Виестурс Бурканс.
Лишь малая доля предоставленной самими банками информации о подозрительных сделка передается Службой в правоохранительные органы — за последние 4 года только 25%. А напрямую к борцам с коррупцией попадало менее процента таких сообщений.
Поэтому ОЭСР обвиняет нынешнюю систему в неэффективности.