В конце 2015 года представленные в Латвии фармацевтические фирмы начали претворять в жизнь кампанию, цель которой — "правильное" преподнесение обществу информации о том, что они предоставили латвийским врачам "помощь" в размере более 2,85 миллионов евро. Об этом в газете Latvijas avīze пишет журналист Лато Лапса.
Дело в том, что Кабинет министров Латвии одобрил новые нормативы, которые впервые сделали публичными данные о суммах, которые производители лекарств потратили на так называемую "работу с врачами". С одной стороны, такая поддержка позволяет обеспечивать дальнейшее обучение медиков (которое работодатель обеспечить не может), с другой — ее можно расценивать как скрытое взяточничество, при помощи которого врачей подталкивают к выбору продукции конкретной фирмы.
В пятерку самых крупных "спонсоров" латвийской медицины вошли Bayer (более 288 000 евро), Roche Latvija (237 000 евро), Novartis Pharma Services Inc. (184 000 евро), Sanofi Aventis Latvia (179 000 евро) и Pfizer Luxembourg SARL (121 600 евро). Крупнейшие латвийские фармацевтические компании — Olainfarm и Grindex — потратили, соответственно, 88 325 и 52 747 евро.
В распоряжение Latvijas avīze попал также внутренний документ "Рабочее задание по разработке комунникационных стратегий", который заказала Международная ассоциация инновационных фармацевтических фирм (SIFFA) и Латвийская ассоциация свободных от патента медикаментов (LPMA). В нем сообщается, что "имеются обоснованные опасения, что раскрытие информации для общества без упоминания контекста и пояснения может оказать негативное влияние на репутацию фармакологической отрасли — в том числе и лечащих персон. В свою очередь, негативная репутация может повлиять на принятие политических решений — например, касающихся выделения дополнительных средств на компенсируемые лекарства".
В итоге фармацевтические фирмы решили "подготовить" латвийское общество путем выделения денег на особую кампанию, которая разъяснила бы рядовым латвийцам и политикам, что ничего плохого в выделении денег врачам нет.
Обычно сумма выделяемых денег на одного медика варьировалась от нескольких десятков до нескольких сотен евро, однако в некоторых случаях фигурировали и тысячи евро "помощи" одному специалисту.