Fоtо: LETA

Сегодня в Брюсселе открывается двухдневная конференция министров стран НАТО. Одна из заглавных тем — как строить отношения с Россией. Накануне важного международного совещания посол Латвии в НАТО Индулис Берзиньш дал подробное интервью Delfi, в котором объяснил, почему международный альянс не хочет войны с Россией, но при этом активно стягивает свои силы к границам в балтийском регионе.

- Из новостного потока и различных заявлений последних месяцев создается отчетливое впечатление, что мир готовится к войне. Почему весной 2016 года мы живем в такой нервозной атмосфере?

- Во-первых, еще древние римляне говорили: хочешь жить мирно, готовься к войне. Мне кажется, сейчас именно этот принцип относится ко многим странам. Если говорить о России и НАТО, то НАТО не хочет войны — это однозначно. Но я надеюсь, что Россия тоже не хочет войны. Во властных кругах России, начиная с президента Путина, работают рационально думающие люди. И любой рационально думающий человек понимает, что в современном мире при ныне доступном оружейном арсенале проводить лимитированные войны невозможно. Если начнется война, то это будет серьезный вооруженный конфликт. И даже если он не дойдет до ядерной войны, то будет все равно так много жертв, что нам нужно полностью исключить эту возможность из повестки дня.

- Как выглядят сейчас отношения между НАТО и Россией?

- Реальность определяется географией. Балтийские страны имеют с Россией границу примерно в 1 400 км, тогда как между Балтийскими странами и другой ближайшей страной НАТО — Польшей — 65 км. Конечно, существуют еще возможность доставить оружие и солдат с помощью воздушного сообщения и моря, но в целом эта география определяет причину, почему Балтийские страны так беспокоятся за свою безопасность.

Второе — это история. Я не говорю тут о какой-то далекой истории, а о совсем недавних событиях в Грузии и Украине. Если до этого никто не ставил под сомнения территориальные границы, образовавшиеся после Второй мировой войны, то аннексия Крыма фактически изменила их.

Третий важный фактор в отношениях России и НАТО — многочисленные маневры, которые происходят вблизи Балтийских стран. Это различного рода провокационные действия, как, например, ненужное приближение российского самолета к американскому кораблю. Они не способствуют безопасности, они не помогают нормализации отношений.

И последний пункт — риторика. Высказывания, которые мы слышим от российских политиков, журналистов, людей, которые влияют на общественное мнение, очень враждебны по отношению к НАТО.

- Что в результате?

- Общий фон неблагоприятен. Но при этом НАТО готово делать все, чтобы не допустить вооруженного конфликта между странами НАТО и Россией. Конфликт с одной страной НАТО, как известно из пятого пункта Устава НАТО, означает конфликт со всеми странами-участницами НАТО.

- Откуда такой пацифизм?

- Это не входит в интересы НАТО. В первую очередь, это не отвечает интересам стран Балтии. Мы находимся в прямой близости от России, и если что-то происходит, то больше всего страдают те страны, которые ближе. Латвия, Литва, Эстония не заинтересованы в конфликте, НАТО не заинтересовано в конфликте, и я надеюсь, что Россия тоже не заинтересована в конфликте.

- Какой-то парадокс. С одной стороны, никто не заинтересован в конфликте, с другой — нарастающая гонка вооружений, демонстрация сил, воздушные провокации, увеличение расходов на оборону. Трудно представить, что в такой напряженной обстановке дипломаты смогут достичь каких-то компромиссов.

- Конечно, глупо задавать вопрос "кто первый начал". Но все-таки если мы посмотрим, то НАТО не было тем, кто первым сделал шаг к известной эскалации. НАТО не было тем, кто занял Крым. НАТО не было тем, кто вошел в Грузию. НАТО во всех случаях только реагировало на то, что делала вторая сторона. При этом, сейчас мы пытаемся делать все возможное для организации диалога. Возобновил работу Совет Россия-НАТО, который состоит из 28 послов НАТО и советника России. Это позитивный шаг.

- Зачем тогда увеличивать присутствие сил НАТО вблизи российских границ?

- То, что касается размещения в странах Балтии дополнительных ротационных, то есть непостоянных, сил, то это просто ясный сигнал, чтобы ни у кого в России не возникало заблуждений, где проходят "красные линии" территории НАТО. Я думаю, это прекрасно знают и в Москве.

- На заявления о том, что эскалацию в Крыму начала Россия, российские политики обычно оппонируют утверждением, что сначала именно США увеличили свое военное присутствие в Украине, а последующей аннексией Крыма Москва фактически пыталась предотвратить более опасный конфликт.

- Российские политики могут говорить то, что они хотят. Слава Богу, у нас, в западном мире, действует свобода слова и прессы. Но нет никаких фактов, которые подтверждали бы, что россияне своими действиями пытались предотвратить какую-то атаку американцев. Американцы сотрудничают со многими странами, включая страны, не входящие в НАТО. Причем, что важно, эти государства сами выражают желание для такого сотрудничества. Это не значит, что на эти страны распространяется пятый пункт договора. Это также не значит, что на территории этих стран будут созданы военные базы США. Но американцы сотрудничают с этими странами. И если Украина хочет иметь такое сотрудничество, в том числе проводить совместные учения,то это не может служить причиной для аннексии Крыма.

- Что сейчас НАТО хочет от России?

- Начать с малого — большую прозрачность, большее взаимное доверие. Это необходимо, чтобы никакой военный конфликт не начался случайно, из-за недоразумений. Мы хотим, чтобы не было таких провокационных маневров, как с американским кораблем. И все эти вопросы, к слову, обсуждались на заседании Совета России и НАТО. У нас нет каких-то специальных требований к России. Россия — независимая, самостоятельная страна, и они сами определяют свою политику. Но определяя свою политику, они также должны брать ответственность за ее последствия.

- А НАТО заинтересовано улучшить отношения с Россией? Есть теория, что НАТО как организация может существовать только, пока имеется внешний враг в лице России.

- НАТО заинтересовано в хорошем сотрудничестве с Россией. НАТО не радуется тому, что мы сейчас можем вернуться к старым "добрым" временам Холодной войны. Подчеркну: "добрым" в кавычках. Страны НАТО и НАТО как организация будут рады, если отношения вернутся к той модели, какими они были до событий в Украине.

- Российская миссия в Сирии помогает возобновлению диалога?

- Я не вовлечен в этот процесс и поэтому не могу говорить о деталях. Но из того, что я читаю в международных СМИ, видно, что Россия по-прежнему довольно серьезно поддерживает режим Башара Асада. И если оценивать развитие событий, то мы не можем сказать, что после вовлечения и частичного выхода России ситуация в регионе как-то кардинально улучшилась.

- Почему в НАТО так много говорят о России, хотя реальную угрозу для мира сейчас представляют террористы?

- В НАТО думают и о борьбе с терроризмом. Следующий саммит, который состоится в Варшаве, будет посвящен не только отношениям стран НАТО с Россией, но и тем проблемам, с которыми страны НАТО сталкиваются на юге. Сейчас НАТО использует так называемый "подход 360 градусов": любой вид угрозы с любой стороны рассматривается как угроза для НАТО, и НАТО пытается всеми возможными инструментами с ней бороться.

- Швеция и Финляндия могут вступить в НАТО?

- Не хочу утверждать, что все будет зависеть от России, но еще совсем недавно ни Швеция, ни Финляндия даже не говорили о такой возможности. Они очень хорошо чувствовали себя в своем положении. Сейчас эти дискуссии возникли. И тут нужно вернуться к вопросу о причинах и следствиях: почему? Потому что действия России пугают эти страны, они тревожатся за свою безопасность. Вопрос о вступлении в НАТО — это полностью вопрос суверенной воли самих государств. И даже если одна или обе страны этого пожелают, то процесс не произойдет автоматически — понадобится согласие всех стран-участниц альянса. С точки зрения безопасности вступление Швеции и Финляндии в НАТО повысит безопасность региона. Но, повторяюсь, это их выбор.

- По вашему мнению, ситуация в мире когда-нибудь вернется к точке равновесия?

- Поскольку я немного старше вас, то хорошо помню, что в каждой эпохе были свои угрозы и свои конфликты. У меня нет основания считать, что сейчас существование цивилизации оборвется из-за каких-то серьезных войн, но у меня нет основания и думать, что когда-то на земле наступит абсолютный мир. Именно поэтому важно, что существует НАТО как гарант того, что Латвии не придется воевать с кем-либо, и уж, не дай Боже, со своими соседями. Проводимая НАТО политика сдерживания предотвращает любые агрессивные действия еще до их начала. Ни у одной страны, включая Россию, не будет желания нападать на какую-либо из стран НАТО.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !