В пресс-службе думы сообщили, что заключение аудиторов получено еще в пятницу, содержание документа конфиденциально.
На этой неделе представители Лиелвардской думы планируют встретиться с сотрудниками Deloitte Latvia, чтобы отсудить заключение аудиторов.
Наряду с тем, агентство BNS со ссылкой на свои источники сообщает, что вексель, вероятнее всего, не имеет юридической силы. Аудиторы пришли к выводу, что подписанный документ не является векселем, а лишь долговой распиской. А по действующему законодательству у такого документа нет юридической силы, так как подписав документ должностное лицо самоуправления (бывший глава краевой думы) превысил свои полномочия.
Правомочность документа и ранее ставилась под сомнение. Так, программа de facto ранее сообщала подробности сделки на 200 млн евро.
Полное название фирмы "потенциального инвестора" — Riverside Hong Kong. В различных документах, которые в одностороннем порядке подписал Аболиньш, упоминаются разные адреса этого инвестора. В одном месте указано бюро в Гонконге, в другом — в Лихтенштейне. В конце концов оказалось, что этот "фонд" еще вообще не создан, поэтому его представитель Стивен Джейнс работает под флагом предприятия PCNA S.A.
Однако существование и этой фирмы вызывает много вопросов. Это название можно найти в одном из регистров, который обслуживает информацию о предприятиях, однако ничто не указывает на то, что эта фирма действительно работает. Например, номера указанных в справочной информации телефонов не существуют. При этом указано, что PCNA S.A базируется в Швейцарии, а в документах Аболиньша фигурирует Лихтенштейн и США.
"На данный момент они не работают в Латвии. Работают компании, которые обрабатывают эту информацию. На данный момент, если закинуть в Google название этой компании, мы ее не найдем, но мы можем отыскать компанию, которая их представляет", — пояснил Аболиньш.
С его слов, в компании, которая при этом не зарегистрирована, работают Янис Чакстиньш, Силвия Гресте и Улдис Лауриновичс.
"Они полномочные представители, а я — местный консультант", — заявил Чакстиньш.
Наименее знакома из этой троицы — Силвия Гресте, ранее работавшая в нескольких обществах, поддерживающих бизнесменов. Руководимая ею и позже ликвидированная полиграфическая компания S&G в свое время упоминалась в связи с возможным незаконным получением финансирования из структурных фондов ЕС.
Лауриновичс около пяти лет назад стал известен в Латвии благодаря озвученным планам о строительстве первого в Латвии производства солнечных батарей. В первый этап планировалось инвестировать 17 миллионов евро, однако реализация проекта оказалась некачественной, поэтому Латвийское агентство инвестиций и развития решило расторгнуть договор.
Гресте и Лауринович явились на встречу Аболиньша с журналистами, однако после короткого разговора поспешили покинуть помещение, подчеркнув, что никак не связаны с Riverside и сделкой на 200 миллионов евро.
В распоряжение de facto также попал номер телефона без кода государства, который Стивен Джейнс указал в одном из своих электронных писем Янису Аболиньшу. Оказалось, что номер зарегистрирован в одном из штатов на юге Индии, однако на телефонные звонки никто так и не ответил.
При этом один из консультантов — Чакстиньш — продолжает отрицать, что инвестор может быть фиктивным, и он наивно попался на обычный электронный спам. В то же время ряд доказательств свидетельствует о том, что подобным образом были обмануты несколько предпринимателей.
Как уже сообщалось ранее, Янис Аболиньш от лица возглавляемого им самоуправления взял кредит в 200 миллионов евро у некоей офшорной фирмы Riverside HK Ltd.
Сам политик пояснил, что сумма в 200 миллионов евро задумывалась им не как кредит, а должна была служить "депозитом на нужды Лиелвардского самоуправления, чтобы потом можно было привлечь средства на реализацию проектов по развитию".
Аболиньш также признал, что ошибкой было подписать договор на 200 миллионов, не согласовав это с думой. "Поэтому и лишился поста мэра", — рассказал он.
На вопрос, почему Лиелвардскому самоуправлению потребовался вексель на столь большую сумму, Аболиньш ответил: "Меньшую сумму эта компания не была согласна выделить".