{132b40a4-5a07-c840-9224-34d0d1bcda67}
Fоtо: LETA

Центр исследований диаспоры и миграции ЛУ проводит масштабный опрос латвийцев, вернувшихся в страну после работы или учебы за границей. Цель — выяснить, как складывается их жизнь: легко ли включиться в латвийское общество и рынок труда, какие проблемы приходится решать в повседневной жизни, каким видят будущее, насколько в Латвии ценятся полученные за границей образование и опыт, и нет ли желания снова уехать. Исследователи просят всех вернувшихся заполнить анкету.

В опросе приглашают участвовать как наемных работников, так и самозанятых, предпринимателей и неработающих. Анкету на русском языке можно заполнить здесь, это займет 15-20 минут. Анкета на латышском языке - здесь.

В этом году заканчивается срок действия разработанных Министерством экономики мер поддержки реэмиграции, однако, нет достоверной информации о том, что вернувшиеся думают об этих мерах — так ли они были удачны или возвращение случилось вопреки. Программа длилась два года, но ощутимого скачка по возвращениям она не дала. Мало того, в 2015 году на родину вернулись на тысячу человек меньше, чем в 2014.

Что самое грустное, что в авангарде полка отъезжающих — самые легкие на подъем молодые люди от 18 до 34 лет. По счастью, именно они и более склонны к возвращению — если будет повод, ведь в целом склонных вернуться не так уж много, по данным 2014 года, их около 16% от числа уехавших.

C начала века Латвию покинуло около 270 тысяч жителей — это чистые потери "уехавшие минус вернувшиеся". Число тех, кто сейчас живет в Латвии, но имеет заграничный опыт — более 100 000 человек.

Зато инициативы государства активно обсуждались как теми, кто уехал, так и теми, кто еще нет. Особенное внимание привлекла кампания Института Латвии #GribuTeviAtpakaļ ("Хочу, чтобы ты вернулся"), оформленная в виде открыток, ставших поводом для многочисленных фотожаб и возмущенных отзывов тех, кто возвращаться не собирается, а счел такую кампанию издевательской.

Fоtо: Publicitātes foto
По сведениям одного из организаторов исследования профессора факультета бизнеса, управления и экономики ЛУ Михаила Хазана, с начала века Латвию покинуло около 270 тысяч жителей — это чистые потери "уехавшие минус вернувшиеся". Число тех, кто сейчас живет в Латвии, но имеет опыт жизни, работы или продолжительной учебы за границей — более 100 000 человек. Скажем, в 2007-2008 годах возвращались 40-50% от числа уехавших. Последние годы — около 25%. По официальным данным, ежегодно въезжают обратно пять-шесть тысяч некогда живших в Латвии.

Кто возвращается? "Если посмотреть наш прошлый опрос латвийских эмигрантов, то желающие вернуться на родину менее удовлетворены жизнью за рубежом, чем те, кто решают остаться, — рассказал порталу Delfi Михаил Хазан. — Правда, меньше всего они удовлетворены своей семейной жизнью и отношениями с окружающими, а не работой или заработком. То есть причины возврата чаще личные".

Почему уезжали те, кто хочет вернуться? "Скорее готовы вернуться те, кто уехал из-за отсутствия работы в Латвии, — утверждает Михаил Хазан. — Все же сейчас работу найти проще, чем в кризис. Гораздо менее склонны к возвращению те, кто уехал не по экономическим причинам, а были недовольны политической средой в Латвии, не видели здесь для себя будущего, испытывали социальную незащищенность, хотели жить в хорошо организованном, стабильном государстве.".

Что способствует возвращению? "Если у человека есть какая-то существенная привязка в Латвии, якорь — земля, дом, квартира, семья, бизнес — он скорее захочет вернуться. Также легче заполучить обратно людей, не овладевших достаточно хорошо языком страны пребывания и тех, кто за границей не использует в работе свои образование и квалификацию. При прочих равных условиях, нелатыши менее склонны к возвращению, чем представители титульной нации".

Чего хотят исследователи? Узнать, как живут те, кто решил вернуться, и какие проблемы испытывают на родине. Возможно, их дети в школах не могут прижиться или самоуправления не помогают и т.д. Так это исправимо, по крайней мере, самоуправления и государственные органы очень хотят о таких проблемах знать. А также, как зарубежный опыт помогает тем, кто вернулся, лучше устроиться и зарабатывать на родине.

Еще один важный вопрос — как удержать вернувшихся? Судя по прошлым исследованиям, почти половина из тех, кто уже уезжал, могут снова пойти на этот шаг. Для многих каждый последующий отъезд связан с тем, что им нравится непривязанный образ жизни по принципу "рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше", или по системе "там работаю, тут живу на полную катушку и снова…", или просто "посмотреть мир".

Опрос проводится в сотрудничестве с факультетом бизнеса, управления и экономики (прежнее название — факультет экономики и управления) ЛУ, Институтом философии и социологии ЛУ, а также Министерством иностранных дел.

За новостями Центра исследований диаспоры и миграции ЛУ можно следить в социальных сетях: www.facebook.com/LUDMPC и twitter.com/ludmpc.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !