В условиях ожидания притока интернациональной рабочей силы Латвия должна защищать госязык на всех рубежах. Школьники страдать не должны, но и Нил Ушаков всем угодить не сможет. Такое мнение высказал премьер-министр Латвии Марис Кучинскис, который пришел на радио LR-4, чтобы ответить на вопросы ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.
На вопрос о смысле реформы и ее стремительного введения накануне выборов премьер ответил: "Позвольте, я предложу еще одно обстоятельство: если мы говорим о нехватке рабочей силы, о том, что если производство будет расти, а значит, в Латвии появится больше людей из других государств, то мы должны везде укрепить позиции латышского языка. Мы же не можем себе представить, что любой человек, живущий в Германии, может учиться, например, на турецком языке. Это касается нашего будущего…"
При этом, как утверждает Кучинскис, она за очень осторожный и понятный подход к делу — должна быть максимально налажена хорошая коммуникация между реформаторами и реформируемыми, чтобы не получалось, как сейчас, когда многие дети уверены, что и русский язык будет преподаваться по-латышски. "Переход должен быть максимально либеральным, с оглядкой на тех, кому в чем-то надо помогать. Соглашусь, на данный момент коммуникация не очень хорошая, но и Закон пока не принят. С другой стороны, большое влияние тут будет иметь самоуправление. На прошлой неделе министр образования встречался с мэром Риги и обсуждал ситуацию на сегодня — школа от школы сильно отличается. Я поддерживаю подход, чтобы каждую ситуацию рассматривать отдельно".
Премьер видит, что самая большая проблема в некоторых местах — обучить языку учителей. "На данный момент на это бросается очень много денег — возможность поучиться будет у каждого". При этом Кучинскис сообщил, что он — против предложенных Ушаковым "каких-то альтернативных консультаций-уроков на русском языке — это было немного абсурдным предложением", но за то, чтобы консультации для тех, кто что-то недопонял на уроке все же были внедрены.
На просьбу уточнить, так на каком же языке будут осуществляться дополнительные занятия для непонятливых школьников, премьер пояснил: "Если маленький человек, который еще учится языку, не все может понять на уроке, ему должны предложить консультации… Но Ушаков хотел разделить яблоко на две половинки — нашим и вашим — так не бывает. Вопрос языка консультаций должны решать практики, учителя или привлеченные к консультациям педагоги. В общем, подход к детям должен быть очень человечным. Я на это надеюсь…"