То, что бывший член Латвийского объединения регионов Артусс Кайминьш "затащил" политическую силу в парламент — это миф; требование отставки министров — один из немногих способов, с помощью которых оппозиция может привлекать внимание к проблемам; с кем сотрудничать в 13-м Сейме пока неясно, но точно не с "Согласием". Об всем этом и многом другом в эфире "Delfi TV" Янису Домбурсу рассказали представители ЛОР.

В дискуссии принимали участие член правления ЛОР и депутат Сейма Эдвард Смилтенс, член правления ЛОР и депутат Лиепайской городской думы Янис Вилнитис, а также член собрания представителей ЛОР и мэр Салацгривы Дагнис Страубергс. Разговор был частью цикла дискуссий "За кого голосовать".

В ходе него Смилтенс рассказал, что к выборам в Сейм партия покажет новые лица. Часть из них будет открыта уже на форуме ЛОР, который пройдет в конце этой недели. Как минимум анонсировано появление фермера Яниса Узуленса и юриста Яниса Аболса.

На прошлых выборах в Сейм ЛОР получило восемь мандатов. В прошлом году на выборах в самоуправления объединение вместе с "Развитию Латвии" выдвинуло в качестве кандидата в мэры Мартиньша Бондарса, однако он ЛОР уже покинул. Осенью прошлого года партнером ЛОР стало движение "Общество Центристской политике", возглавляет которое как раз бывший член "Единства" Эдвард Смилтенс.

1. Миф о Кайминьше как о локомотиве

На выборах в 12-й Сейм последним в "рижском" списке был скандально известный актер и медиаперсонаж Артусс Кайминьш. Однако по числу "плюсиков" он обогнал даже лидера списка Мартиньша Шица и стал одним из трех "рижских" депутатов ЛОР, попавших в Сейм.

Однако то, что именно Кайминьш "затащил" ЛОР в Сейм — это миф, созданный им же. Об этом в ходе дискуссии заявил мэр Салацгривы Страубергс: "Я принимал участие в составлении списка. Я помню, что господин Кайминьш был где-то в середине. Это было мое предложение поставить его последним, чтобы его было легче найти".

Он также допустил, что присутствие в списке Кайминьша наоборот, стоило ЛОР какого-то количества голосов. По словам Страубергса, "многие люди ясно сказали, что если вы водитесь с таким человеком, вас невозможно воспринимать как серьезную силу". Эдвард Смилтенс поддержал это мнение.

2. Членов ЛОР объединяют ценности

В декабре прошлого года к ЛОР присоединились депутаты, которые в 12-й Сейм были выбраны от партии "От сердца — Латвии" — Арвид Платперс и Сильвия Шимфа. В начале этого года к объединению присоединился экс-премьер и бывший депутат Европейского парламента Гунтарс Крастс.

Однако, отвечая на вопрос, значит ли это, что к ЛОР могут присоединятся все желающие, представители объединения ответили, что это не так. По словам Вилнитиса, основные ценности человека и объединения должны совпадать и икономыслящих в ЛОР не привечают. Какая ценность объединяет Шимфу, Платперса и Краста, надо спросить у них самих, считает депутат Лиепайской думы.

"Латвийское объединение регионов — политическая сила, основанная на ценностях Сатверсме, а также одновременно вторая самая мощная региональная политическая сила в стране, которая имеет корни в регионах и, по моему мнению, ближе всего к избирателям", — так на вопрос "Что такое ЛОР?" ответил Смилтенс.

Вопросы у Яниса Домбурса вызвали и другие политики, нынче находящиеся в рядах ЛОР. Например, Андрис Рубинс, один из лидеров сотрудничающей с ЛОР Латвийской партии возрождения. В свое время в Сейме он представлял т.н. "партию Зигериста".

Из какого региона пришел в ЛОР Рубинс, никто из присутствующих в студии вспомнить не смог. Смилтенс в итоге заявил, что пока партия не приготовила списки кандидатов и программу, поэтому обсуждать этот вопрос он не готов.

Тогда Янис Борданс указал на наличие в правлении ЛОР члена правления партии "Огрскому краю" Дмитрия Усина, который некогда был кандидатом от партии "Суверенитет" с весьма радикальной программой ("выйти из ЕС", "вернуть лат" и т.д.). Присутствующие в студии ничего об Усине не знали, а Смилтенс призвал не связывать ЛОР и "Суверенитет".

3. Лиепиньша по-человечески можно понять

Летом 2016 года Департамент по уголовным делам Верховного суда оставил в силе решение Земгальского окружного суда, согласно которому руководитель фракции ЛОР в Сейме Дайнис Лиепиньш был признан виновным в указании ложных сведений в декларации должностного лица. После этого решения Лиепиньш мандат потерял.

Пока дело было в стадии рассмотрения, он, согласно порядку Сейма и комиссий, принимать участие в их заседаниях не мог. Он и не пытался, кроме одного случая, когда он пришел в Сейм и демонстративно отказался его покидать. Тот случай вызвал большой резонанс в обществе.

На просьбу Яниса Домбурса прокомментировать этот случай, Вилнитис заметил, что по-человечески может понять реакцию Лиепиньша: "Мне кажется, что очень важно, что сейчас он дистанцировался от выборов в Сейм, по крайней мере сейчас. Важно, что он получил поддержку людей в своем Озолниексом крае".

Страуберг на это заметил: "Мы считаем, что человечность и политика, они все же близки".

"На всех распространяются одни и те же правила. Один закон, одна правда для всех", — так случай с Лиепиньшем прокомментировал Смилтенс.

4. Об открытых выборах президента

В четверг Сейм решаетт, передавать ли на рассмотрение комиссий подготовленные ЛОР поправки в Сатверсме, предусматривающие открытые выборы президента.

По словам Смилтенса, это фундаментально важный вопрос, в котором их главным противником является Союз зеленых и крестьян (СЗК). А все потому, считает он, что у ЛОР и СЗК диаметрально противоположные взгляды на то, что такое открытая и честная политика. "СЗК ясно сказали, что они не поддерживают открытые политические процессы", — заявил Смилтенс.

5. Вилнитис сидит на трех стульях

Ровно год назад перед выборами в самоуправления Вилнитис уже приходил к Янису Домбурсу на Delfi TV. Тогда он, помимо всего прочего, заявил, что нельзя сидеть на двух стульях и обещал не совмещать занятие бизнесом и политику. "После 3 июня мне надо будет принять решение однозначно", — заявил он тогда. Однако и по сей день не покинул предприятие.

Вчера в эфире Delfi TV он заявил, что год назад не соврал, поскольку решение все же принял после третьего июня. Но когда он решение исполнит — не уточнил. Сначала сказал, что уйдет осенью, потом добавил, что партия не набрала более 50% и потому должность сохранил. В конце концов все же заявил, что "решение принял и уйдет", но сделает это неспешно, чтобы не навредить предприятию.

Сейчас Вилнитис занимает не две, а даже три должности — он не только бизнесмен и депутат думы, но также и председатель правления Лиепайской специальной экономической зоны. И, как сам признался, совмещать должности трудно. Однако осенью он скорее всего станет мэром Лиепаи — согласно соглашению с партией Улдиса Сеска, который сейчас занимает эту должность.

6. Больше власти регионам

На вопрос о том, решение какой проблемы для ЛОР видится самым важным, Вилнитис ответил, что это региональная политика — у самоуправлений должно быть больше власти. С этим согласился и Страубергс: "Большую часть функций надо доверить регионам. Мы сегодня в Латвии развиваемся по такому принципу — средний размер ноги 40, поэтому заказываем почти два миллиона туфель 40-го размера и всем надо в них ходить". Поэтому надо определить, что нужно сделать в каждом регионе и выделить на это средства. Иначе будет как сейчас, когда есть хорошие документы планирования, но денег нет.

С мыслью о том, что документов слишком много согласился и Смилтенс. И добавил: "Если мы откроем самый важный документ, Сатверсме, то найдем там основные цели, какой мы видим Латвию — независимой, демократической, правовой, справедливой, социально ответственной. Принцип равенства, равенства возможностей, который сегодня не обеспечивается. И возможности на получение достойной оплаты труда".

7. Не все природные заказники одинаково ценны

Салацгрива ранее возражала против отдельных участков железной дороги Rail Baltica, предлагая проводить линию через природные заказники. По словам Страуберга, на это надо смотреть глубже: "Речь шла о том, что был один небольшой участочек, который спокойно можно было переехать по мосту, не потревожив ни одного анемона. Вместо этого решили класть ветку там, где у людей дома, где люди могли бы в будущем жить, на прибрежной территории, которая довольно ценная [..] Это вопрос про бюрократию, о том, чтобы ученые сказали, что там ничего нет, что это формальная территория, которая формально получила статус заказника". По его словам, государство не захотело "немного пошевелиться, чтобы доказать, что на самом деле у территории нет никакой биологической ценности".

Схожий опыт и у Вилнитиса: "У нас есть территория у порта, которая пока считается пляжем. Мы запланировали очень большие инвестиции с одной очень большой международной компанией в создание газового терминала. Однако вокруг очень много разных конкурентов, которые сами бы хотели забрать себе землю. Им удалось найти исследователей природы, которые нашли там один специальный вид и устроили природный заказник. Это очень реальный метод конкуренции в нашей стране соседей".

Однако они тут же поправились, что не хотели таким образом принижать ценность природы или труд ученых. Но призвали найти баланс между природой и людьми. "У нас тут 600 000 гектаров природных охраняемых территорий", — заметил Смилтенс. На его вопрос, почему бы не найти баланс в отдельных вопросах, Страуберг заметил, что нынешний Сейм боится это делать.

8. Герхардс — на очереди в отставку

ЛОР известна как партия, которая больше всех требует отставки министров. В разное время объединение хотело выгнать министра финансов Дану Рейзнеце-Озолу (СЗК), министра благосостояния Яниса Рейрса ("Единство"), министра земледелия Яниса Дуклавса (СЗК), министра экономики Арвила Ащераденса ("Единство") и министра здравоохранения Анду Чакшу (СЗК).

Страубергс, хоть и не депутат, это стремление всех разгонять приветствовал и добавил, что хотел бы потребовать отставок министра защиты среды и регионального развития Герхардса и госсекретаря этого министерства.

Смилтенс пояснил, что стремление ЛОР всех разогнать вполне обоснованно — у объединения, находящегося в оппозиции, нет больше инструментов, которые бы позволили заострить внимание на той или иной проблеме.

9. Такая же европейская, как Венгрия

В программе партии сказано, что она европейски ориентирована, однако нет пояснения, что же это значит. У представителей ЛОР тоже не было ясного ответа на этот вопрос Яниса Домбурса. Смилтенс лишь заявил, что "это вопрос про ЕС и НАТО, это четкая линия, которую мы никогда не переступим, соблюдая национальные интересы".

Ратификации Стамбульской конвенции, что тоже является частью "европейскости", ЛОР при этом не поддерживает. Вилнитис как пример привел Венгрию — это тоже европейская страна, которая не ратифицировала конвенцию. "Мы не готовы поднимать вопросы, которые драматически разделяют общество. В конвенции есть часть, которая не вызывает вопросов, и есть часть, которая вызывает огромный ажиотаж и разделяет общество", — поясняет Смилтенс.

Вилнитис дополнил сказанное коллегой, добавив, что в "в Стамбульской конвенции скрывается намного больше, чем мы тут знаем".

10. Меньше актеров в Сейме и "нет" "Согласию"

Об идеальном составе следующего Сейма и возможных партнерах представители ЛОР говорить отказались, поскольку еще неизвестны программы и установки конкурентов. Однако одно ясно точно, сказал Смилтенс: "Мы проводим красную линию в вопросе сотрудничества с "Согласием", ибо мы считаем, что этой политической силы не должно быть в следующей коалиции".

По словам Вилнитиса, идеально было бы, чтобы в Сейме было по возможности меньше партий. С этим согласился и Страубергс, заявив, что нужно "меньше актеров" и "пустой театр надо разбавить чем-то более рационально наполненным".

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !