- DELFI вспоминает лучшие публикации 2018 года.
"Каждый километр, который человек проезжает на велосипеде, сберегает для общества 25 центов, а на каждом километре в машине мы теряем 17 центов", — это главные цифры Яна Гейла, которыми знаменитый урбанист кроет любые возмущения автомобилистов. Увы, переубедить получается не всегда.
В 2001 году Гейл уже давал свои советы Риге — убрать автомобили с набережной, отдать привокзальное пространство пешеходам и велосипедистам, а под землю пустить машины — все сделали с точностью до наоборот.
По мнению мэра Нила Ушакова, сегодня рижане психологически более открыты к переменам — люди свыклись с первыми велодорожками. Готова к тому, чтобы отказаться от транзита частного транспорта, первая большая центральная улица Риги ( въезжать смогут только жители окрестных домов). Какая конкретно? Мэр не назвал. Позже в разговоре намекнул, что по ней ходят трамваи.
Новый трамвай на Сканстес соединит маршрут 1-го трамвая на перекрестке Барона и Пернавас с маршрутами 5-го и 9-го трамваев на перекрестке Петерсалас и Ганибу дамбис. Есть предложения о более активном использовании водного транспорта. Уже в следующем году добавятся три новых больших велодорожки: Центр-Зиепниеккалнс, Иманта-Даугавгрива и Центр-Дарзини.
В ближайшие годы появятся первых три хаба — транспортных узла, где все расписания и пересадки с одного транспорта на другой будут максимально состыкованы. По словам Ушакова, один хаб очевиден — это обновленный на деньги Rail Baltica железнодорожный вокзал, второй — скорей всего, у Кафедрального собора, место третьему еще предстоит назначить. И это только начало, ведь число пользователей общественным транспортом в Европе за последних 10 лет выросло на 31%.
Вместе с перестройкой Центрального вокзала и железной дороги появится возможность исполнить главный завет Яна Гейла — вернуть набережную 11 ноября рижанам, максимально сократив возможности для автомобилей и запустив на освободившееся пространство велосипедистов с пешеходами.
Организатор дискуссии, эксперт по ландшафтному дизайну Нейл Балгалис огласил последовательность действий. Сотрудничество рассчитано на семь лет. В ближайшие полтора года команда планировщиков под руководством Яна Гейла осмотрит и оценит Ригу — что уже есть, что нужно и во сколько что обойдется. Отдельный вопрос — транспортные соединения с Рижским портом и околорижскими самоуправлениями. После начнут постепенно действовать: от беззатратных мер, вроде изменения рабочих графиков и ограничений на скорость авто, через улучшение и модернизацию существущей инфрастурктуры до строительства новой. В начале следующего года революционные планы Риги предложат на обсуждение общественности.
Нил Ушаков объявил благодарность своим предшественникам за то, что они радикально сократили движение транспорта в Вециге, что позволило многократно увеличить число туристов — до 2,5 млн в прошлом году: "Если бы ограничений не ввели, Старый город выглядел бы сегодня также, как часть Маскачки". Теперь этот эффект собираются расширить на центр города.
"Когда все транспортные элементы будут готовы, останется только их объединить. Если сделаем это неправильно — станем просто хорошо отремонтированным городом Восточной Европы, — рассуждает Ушаков. — Если же все получится, то Рига превратится в скандинавскую метрополию, которая для всех людей, а не только для тех, кто ездит на машине. Грядет настоящая транспортная революция!"
Для того, чтобы действовать наверняка, пригласили Яна Гейла. Что думает самый известный планировщик "городов для людей" про Ригу, читайте ЗДЕСЬ. Главная мысль: помимо того, что автомобили загрязняют воздух, они — одна из причин главной катастрофы 21-го века — "сидячего синдрома", из которого произрастает целый букет болезней. 10 000 шагов в день необходимы человеку, как кислород. Людей надо буквально заставлять выходить на улицы, двигаться на свежем воздухе и общаться. Все это, по мнению Гейла, способен сделать грамотно организованный город.
"Главное, умоляю вас, не превращайтесь в Дубаи!" — подытожил свою речь Ян Гейл и показал картинку полчищ автомобилей на фоне частокола небоскребов. Это ему обещали.