Почему в Финляндии столько же полицейских, сколько в Латвии, хотя жителей — втрое больше? Где голова у Службы госдоходов? Сколько надо платить чиновникам по уму? Как избежать гигантских выходных пособий для депутатов? На эти вопросы ответил директор Госканцелярии Янис Цитсковскис, который пришел в передачу "Действующие лица" на LR-4, чтобы ответить на вопросы ведущей Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.
Мечта "главного чиновника Латвии", как традиционно называют руководителя Госканцелярии — в результате масштабной реформы создать "маленькое, компактное и эффективное государственное управление". Цитсковскис честно признается: "Думаю, это будет мечтой и через 100 лет, ведь если взглянуть на документы 100-летней давности, то в протоколах первых Кабинетов министров Латвии обозначены те же проблемы — сокращение чиновников и повышение качества госуслуг".
Он сообщает, что лично ему процесс реформ "напоминает американские горки": от стремительного продвижения наверх, до замедления и резких срывов. Ведь любой человеческой натуре свойственно противостоять серьезным переменам. Впрочем, мотивация для сокращения, точнее, оптимизации числа занятых в госсекторе есть: это позволяет больше платить оставшимся и нанимать более ценные кадры.
Не умаляет оптимизма Цитковскиса даже намерение нового правительства добавить еще как минимум одно министерство: "Новые министерства можно создавать, не увеличивая число чиновников, а переструктурируя старые. Так делают в Эстонии: правительство, исходя из новых приоритетов, создает новые посты министров, чтобы достичь конкретной цели. А когда цель достигнута, структура ликвидируется. Почему и у нас так не сделать?"
Сколько у нас госслужащих? А сколько надо?
Возможна ли Эстония в Латвии, это мы увидим в ближайшее время. Но пока по числу чиновников Латвия — хуже среднего по Европе. Всего в стране насчитывается 58 тысяч госслужащих, включая медиков, педагогов, полицию и армию. Сокращать собираются по 2% в год.
В частности, по числу полицейских на душу населения мы обогнали Литву и Эстонию. В Финляндии полицейских столько же, сколько в Латвии, притом число жителей — 5,5 миллионов. В общем, стратегия такая: сперва догоняем эстонцев, а потом — их северных соседей. Математическим сокращением полицейских отрядов вдвое этого не достигнуть. "Нужны фундаментальные реформы. Например, декриминализация мелких нарушений, вроде магазинных краж. Сейчас на каждое мелкое дело тратят слишком много ресурсов и времени, в западных странах процесс решается за считаные часы. Готовы ли мы к таким переменам?"
Личная цель Цитсковскиса — за 5-7 лет прийти к цифрам финнов. В прошлом году число латвийских госслужащих "без погон" сократили на 600 человек. А в армии — увеличили, но это стратегическое решение — оборона превыше всего.
Сколько получают госслужащие?
За последний год средняя зарплата в госсекторе повысились примерно на 7% и стала чуть выше 1000 евро (брутто, на бумаге). Примерно то же повышение случалось в частном секторе.
"Система оплаты труда в госуправлении ненормальна — ее надо реформировать. По закону у нас есть 16 категорий зарплат для разных групп чиновников: например, у меня — высшая, у дворника — низшая, — поясняет Цитсковскис. — Моя зарплата — 2400 евро (брутто). На этом посту она не менялась с 2010 года (то есть — кризиса). За эти годы повышение доходов чиновников шло только за счет доплат. Сегодня система так деформирована, что доплаты превышают зарплату. Все понимают, что это надо менять, то есть принять очень непопулярное политическое решение, поднять зарплаты, включив в них доплаты…"
Сколько получают министры?
По сведениям Цитсковскиса, сегодня главы министерств, включая компенсацию на репрезентацию, получают около 3000 евро в месяц на руки. Получается меньше, чем некоторые высшие чиновники.
"С одной стороны, политический пост — это все же не только профессионализм, а и призвание служить народу, — говорит "главный госчиновник". — С другой стороны, если мы хотим видеть в госсекторе профессионалов, значит, надо им платить не меньше, чем в частном секторе. Как нам говорят компании по отбору кадров, сегодня зарплата топ-менеджеров предприятий — 10 000 евро и выше. За 8 000 евро, по их словам, мы можем получить лишь руководителей среднего уровня".
Почему у депутатов такие большие выходные пособия?
По мнению Цитсковскиса, изменить эту систему трудно: "Человек приходит в политику, четыре года работает на народ. Потом его выставляют на улицу. Ему нужен переходный период, чтобы найти новое место. Можно говорить: сам виноват, что его не переизбрали. Но чтобы так говорить, надо действующему парламенту проголосовать за новый жесткий закон: не переизбран — на улицу. Но ведь это будет закон в первую очередь коснется голосовавших, если их не переизбирут".
Как долго Служба госдоходов будет "без головы"?
После внезапной смерти в прошлом году гендиректора СГД Илзе Цируле, учреждение уже 10 месяцев работает без главы. Отобранный комиссией экспертов и одобренный министром Марис Скуиньш взял самоотвод, испугавшись начавшейся против него "кампании очернения" и попросив прощения у своей семьи прощения "за ад последних дней". В ноябре комиссия отобрала нового претендента — Иеву Яунземе. Но пока нет нового правительства — ее не рискуют утверждать.
"Проблема в том, что сейчас у нас техническое правительство, а пост слишком важный- поясняет Цитсковскис. — Да, нового претендента отобрала комиссия специалистов, которой я руководил. Но мы не могли подставить под удар нового начальника, отдав его на утверждение старым министрам. Новые же всю выборную кампанию говорили, что все старое — плохо. Лучше пусть они и примут решение — все бумаги их ждут".
Сколько получает глава СГД?
Как сообщил Цитсковскис, на сегодня глава СГД Латвии получает 4030 евро. Плюс примерно 40% доплат. "Это единственный чиновник, больше которого получает только премьер-министр. Но такое исключение в Законе предусмотрено именно для налоговой службы. И если вспомнить, что я говорил раньше про зарплаты в частном секторе — это все равно не топ-менеджерская зарплата".
Будут ли сокращать "ненужные" учреждения?
Решение должно принять новое правительство. По словам Цитсковскиса, предложения от Госканцелярии и инициативы от министерств ждут решений… "Скажем, в самом маленьком госучреждении — Институте Латвии — занято всего четыре человека. В правительство подано семь вариантов разных видений, что с этим Институтом делать. Надо принимать решение".
Почему новые законы "хромают"?
Цитсковскис признался, что ситуация тревожная. "Примерно треть законопроектов и правовых актов появляется в последний момент и принимается слишком быстро, без полного цикла согласования: сегодня их подают, а завтра уже надо принять. Во многих случаях следом идут поправки и ошибки, которые вызывают недовольство людей и предпринимателей. Наша цель — сократить число таких случаев. Пусть будет медленнее, но качественнее".
Про вакантные места в Агентстве латышского языка, БПБК и других госучреждениях - здесь.