Foto: LNB Periodikas bibliotēka, žurnāls Atpūta

Совет еврейских общин Латвии обратился к Генеральному прокурору Латвийской Республики с просьбой возобновить уголовный процесс против Герберта Цукурса, обвинявшегося в геноциде. К просьбе присоединились несколько частных лиц.

В октябре 2018 года прокурор Отдела по особо важным делам Уголовно-правового департамента Генеральной прокуратуры принял решение о прекращении уголовного процесса против летчика Герберта Цукурса. Прокуратура посчитала, что в действиях Цукурса "не было констатировано состава преступления, предусмотренного 71-й статьей Уголовного Закона".

В заявлении с просьбой возобновить уголовный процесс против Герберта Цукурса указывается на новые существенные обстоятельства, ранее не известные Прокуратуре. В частности на свидетельства проживающего в Израиле частного лица, которое лично видело Цукурса и наблюдало за его действиями на территории Рижского гетто во время конвоирования узников в Румбулу к месту массовых расстрелов осенью 1941 года, а также на воспоминания Абрама Шапиро, которые предоставлены его наследниками.

Совет еврейских общин распространил заявление, в котором утверждается, что семья Шапиро была выселена Цукурсом из их квартиры, а в этой квартире поселился сам Цукурс, присвоив их вещи и имущество. 16-летний Абрам Шапиро был направлен Цукурсом на принудительные работы в гараж "команды Арайса". Кроме того, его специально приводили и заставляли играть на пианино, развлекая собиравшихся на попойки членов команды Арайса. Отец Шапиро был в начале нацистской оккупации арестован, заключен в Центральную тюрьму и затем убит. Сам Абрам с матерью позднее попали в Рижское гетто, где мать погибла. После II Мировой войны г-н Шапиро поселился в США. Он скончался в 2013 году.

Совет еврейских общин Латвии выражает недоумение по поводу того, что прокуратура не рассматривала вопрос о преступном характере "команды Арайса", тогда как известно, что она была в прямом подчинении Einsatzgruppe A — составной части СД, которая была признана преступной организацией на Нюрнбергском трибунале и решением специального нюрнбергского "Процесса по делу айнзатцгрупп".

Кроме того, как считает совет еврейских общин, прокуратуре следовало учесть также свидетельства преступных действий Цукурса, собранные и задокументированные в разных странах в послевоенный период. Совет еврейских общин Латвии считает, что прокуратура отвергла эти свидетельства без рассмотрения их по существу.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!