Посольство Латвии в Киеве Андрис Вилцанс возглавлял в начале 2000-х. При нем случилась первая "оранжевая революция" (2004), которую дипломат описывает так: "Я окунулся еще раз в атмосферу Атмоды, но с 14-летним опозданием". По мнению Вилцанса, у Ющенко были все возможности уже тогда сделать страну другой, "но он ее бездарно п…" (тут дипломат решил не подбирать слово). В пример он приводит решительного Саакашвили, который уволил 20 000 полицейских и поставил новых с большими зарплатами и наказаниями в случаях нарушений. По мнению Вилцанса, Ющенко этого "не сделал, потому что он мямля. Харизма — нулевая".
В качестве примера обладательницы мощнейшей харизмы Вилцанс приводит Юлию Тимошенко: "Большинство послов были в нее влюблены. Маргарет Тэтчер отдыхает… Невероятный магнетизм. Как у фюрера…" Но надеется, что Тимошенко больше не попадет в правительство Украины, потому что ее экономические взгляды сильно напоминают СССР… А своими "серыми схемами" с газом и прочим бизнесом она и привела к власти Ющенко, которого обнищавший народ выбрал в спасители нации.
Ответ бывшего дипломата на вопрос, станет ли Украина членом ЕС, уклончив: "Сложно сказать, потому что неизвестно, будет ли Евросоюз через это время. Я реалист. Идея ЕС требует обновления. Всем ясно: быть богатым и здоровым — лучше, чем бедным и больным, но этого маловато для того, чтобы держать вместе столь сложную конструкцию… Больше 12 человек — и то распадаются на группы, нормальной коммуникации в такой толпе не будет".
Каким президентом будет Зеленский? "Это вскрытие покажет, — говорит Вилцанс. — Не было сомнений, что он выиграет. Было ясно, что если будет кто-то из старой когорты — Порошенко, Юля и другие — ничего не поменяется, их знают как облупленных. Под Зеленского подкопаться не смогли. Да, его слабое звено - то, что нет своей партии и политического опыта — все зависит от того, какую команду он соберет".
По мнению Вилцанса, помимо того, что Украина — это огромный рынок, Латвии она интересна как "один из наиболее значимых противовесов России". А Латвия Украине важна как "передатчик опыта евроинтеграции".
На вопрос Delfi, возможно ли разрешить методами дипломатии конфликт на востоке Украины и в Крыму, Вилцанс ответил рассуждением: "А если не дипломатическими, то какими? Насчет военной силы — очень сомнительно! В дипломатических же усилиях все зависит от ума дипломатов и властьпредержащих. Правда, абсолютно непонятно, с кем говорить в Донецке и Луганске — кто эти деятели и на что они опираются? Это наибольшая сложность. Фактически говорить-то не с кем. Это как в ситуации с Израилем: с кем там говорить в Газе, с ХАМАСом, что ли?"
Предложение ввести войска ООН Вилцанс считает несерьезным: "Если бы это были настоящие войска, которые, если что, стреляют, а не просто… Это достаточно "потешные войска" — они практически не имеют права применить оружие, хотя у них оно и есть. Смешно идти против "луганских орлов" со словами: ребята, давайте жить дружно. С другой стороны, какие-то переговоры нужны… Тут многое зависит от России, хотим мы это признать или нет. Если бы она хотя бы убрала свои войска, это бы сильно поменяло ситуацию".
Общение с Андрисом Вилцансом на площадке Euroclub-EuroRussians (Art Gallery MO) организовал журналист Игорь Ватолин.