За то, чтобы оставить режим ЧС в силе, проголосовали 59 депутатов, против были 24 и один воздержался.
Против решения голосовали депутаты Новой консервативной партии (НКП) и партии KPV LV. Воздержался Каспар Гиргенс (KPV LV), в голосовании не участвовали Александр Кирштейнс (VL-TB/LNNK), Алдис Гобземс, Иева Крапане (KPV LV), Роман Наудиньш (VL-TB/LNNK) и Ингуна Рибена.
Министр среды и регионального развития Юрис Пуце ("Для развития/За!") в обращении к депутатам сказал, что ЧС должна продолжаться, иначе потеряют силу все решения о чрезвычайных мерах.
Его однопартиец, депутат Артур Том Плешс сказал, что если Рижская дума не способна позаботиться о рижанах, то это обязанность Сейма.
Депутат Сандис Риекстиньш из Новой консервативной партии возразил, что ситуация не чрезвычайная, потому что о проблеме все знали годами и ничего не делали, тем самым доведя ее до эскалации.
Внефракционный депутат Дидзис Шмитс сказал, что некоторые политики, кажется, пытаются отомстить бывшему руководству Рижской думы, но вместо этого получается месть рижанам. Чрезвычайную ситуацию он поддержал.
Артусс Кайминьш из KPV LV возразил, что у законодательной власти есть право решить иначе, чем решила испонительная. "Что касается опасений, что из "Lidiņa" невозмодно будет вывезти отходы — что-нибудь придумаем за три месяца. Общество наконец-то знает, как работает мусорный бизнес", — сказал он, призвав не поддерживать ЧС.
Заседание не обошлось без взаимных оскорблений. Например, депутат Юта Стрике (НКП), отвечая Шмитсу, сказала: "Я думала: неужели политические отбросы не будут говорить об отбросах? Но они говорили. Все в порядке". Досталось от нее и мэру Риги: "Фамилия помойной ситуации — Буров!".
Депутат Янис Домбрава (VL-TB/LNNK) заявил, что очень плохо, когда латышские партии ругаются между собой, а настоящие виновники ситуации сидят тихо и молчат.
"Это проблема не масштаба самоуправлений, а масштаба управителей этих самоуправлений. Ушаков, Турлайс, Буров — абсолютно неумелые хозяйственники, которые не могут справиться со своим самоуправлением". По его мнению, чрезвычайная ситуация необходима просто для того, чтобы подтвердить слабость и недееспособность Рижской думы. Хотя саму думу — о чем он уже говорил раньше — следовало бы распустить.
Глава Комиссии по народному хозяйству Янис Витенберг (KPV LV) считает, что Совет по конкуренции очень вовремя забил тревогу, и ЧС нужно поддержать. "Мы здесь решаем проблемы Рижской думы. Может быть, нужно было взять с собой в Сейм думских котов?" — пошутил он.
Сергей Долгополов из "Согласие" сказал, что сейчас обсуждается все что угодно, кроме того, что действительно нужно обсуждать. Ситуация с мусором высветила ряд проблем, которые должен решить Сейм, изменив законодательство. "Речь не идет о том, плохо или хорошо работает Рижская дума. А о том, как в дальнейшем избежать таких проблем", — сказал он, добавив, что режим ЧС необходим.
Депутат от находящегося в оппозиции СЗК Виктор Валайнис отметил, что ему приятно наблюдать, как коалиция ругается между собой. "И зачем нам оппозиция, когда такая коалиция?" — спросил он, добавив, что поддерживает режим ЧС.
Внефракционный депутат Алдис Гобземс сравнил происходящее с красивым театром, который начался уже много лет назад, и заметил, что сейчас Нацблок голосует вместе с "Согласием", а "Для развития/За!" терпит, когда партнер по коалиции НКП обвиняет ее в возможных махинациях.
Даниэл Павлютс ("Для развития/За!") сказал, что складывается впечатление, что парламент собирается решать, прав ли Кабинет министров. По его мнению, это вызывает сомнения, доверяет ли Сейм утвержденным им самим министрам. "Никому в этом зале не принадлежит монополия на юридическую правоту. Мы можем сколько угодно обзываться и выговариваться, но Кабинет министров, приняв такое решение, уже взвесил все аргументы за и против", — считает Павлютс.
Как сообщалось ранее, Совет по конкуренции не разрешил новому оператору по вывозу отходов Tīrīga заключать с жителями Риги договоры о вывозе мусора после 15 сентября, пояснив это необходимостью сохранения конкуренции в данной сфере.
Сейчас вывозом мусора в Риге занимаются прежние поставщики услуг.