Как сообщалось, в ходе акции "Жизнь в доме престарелых — какая она?" ("Dzīve pansionātā — kāda tā ir?") в течение марта поступило 113 сообщений о 65 домах престарелых. Данные будут использованы при составлении плана посещения домов престарелых. Информация, предоставленная бюро омбудсмена, свидетельствует о неспособности домов престарелых обеспечить достойную жизнь.
Было относительно много сообщений о том, что родственникам отказывают в возможности посетить живых родственников из-за различных ограничений, таких как карантин по гриппу. Даже если свидания разрешены, родственников не пускают в комнаты, поэтому увидеть реальные условия проживания невозможно. Высказывались и жалобы на то, что посещение дома престарелых разрешено только в будние дни и в рабочее время, когда родственники часто не имеют такой возможности.
Также выражается неудовлетворенность условиями проживания постояльцев — неудобная отделка комнат, теснота, невыносимый запах в комнатах, людей не пускают регулярно в душ, не моют лежачих клиентов и другие подобные проблемы. В результате недостаточного ухода у постояльцев возникают пролежни и другие проблемы со здоровьем.
Сообщалось и о недоступности домов престарелых для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. А тех, кто проживает на втором этаже здания, никогда не выводят погулять на свежий воздух.
Представители бюро омбудсмена отмечают, что многие из информаторов хотели остаться анонимными и даже боялись назвать свое место проживания, потому что их расшифруют и исключат из дома престарелых.
В жалобах на сотрудников часто упоминалось, что уход за людьми осуществляется небрежно и жестко, не организованы содержательные возможности проведения досуга или реабилитационные мероприятия.
Большое количество жалоб было на плохое медицинское обслуживание и семейных врачей, которые неохотно посещают дома престарелых или вообще никогда там не были.
Кроме того, постояльцы уже давно не обеспечены вспомогательными средствами, такими как слуховые аппараты. Были сообщения о случаях, когда в доме престарелых опаздывали с вызовом скорой медицинской помощи, потому что не знали, как распознать признаки, например, сердечного приступа.
Жильцы также указали, что плата за пребывание в домах престарелых неадекватно высока, и они не могут себе этого позволить со своей пенсией.
Омбудсмен получил информацию и от сотрудников домов престрарелых, которые поделились историями своих трудовых обязанностей — одевание, подъем с постели, раздача еды, кормление и поение, мытье посуды на 15-30 человек одновременно в течение 30-40 минут. Сотрудники часто выполняют еще и обязанности уборщиц, поэтому у них не остается времени на выяснение желаний и потребностей постояльцев.
По словам Скроделе-Дубровска, если в ходе отчетной кампании появится информация о нарушениях в сфере качества социальных или медицинских услуг, которые представляют угрозу для безопасности клиентов, то представители бюро омбудсмена сообщат конкретные факты в компетентные учреждения.
По ее словам, многолетнее сотрудничество Минблага с бюро омбудсмена свидетельствует о том, что после каждой проверки ответственные учреждения получают ее результаты и рекомендации для дальнейших действий.
Скроделе-Дубровска пояснила, что учредитель в первую очередь отвечает за деятельность поставщиков социальных услуг. В соответствии с Законом о социальных услугах и социальной помощи Минблаг несет ответственность за государственные центры социальной защиты, но в учреждениях, созданных самоуправлением, именно местные власти должны следить за тем, чтобы поставщики предоставляли качественные социальные услуги в соответствии с нормативными актами.
Минблаг подготовил запрос в бюро омбудсмена о предоставлении необходимой для работы информации, полученной в рамках кампании. Министерство уже получило заявление из бюро с заданием изучить предоставленную информацию о недостатках в организации социальных услуг и теперь проведет их оценку.