file41962971_9b26e84e
Fоtо: DELFI
В Литве начался первый судебный процесс по применению законам "отрицании оккупации СССР" и "отрицании агрессии СССР 1991 года", принятым в прошлом году. Судят лидера партии "Социалистический народный фронт" Альгирдаса Палецкиса — за высказывания о неоднозначности событий 1991 года.

С Палецкиса взята подписка о невыезде, поэтому лидер партии "Социалистический народный фронт" не может посетить ни Брюссель, куда его пригласили левые европейские партии, ни Национальный пресс-клуб в Вашингтоне, где он должен был выступить как соучредитель международного правозащитного движения "Мир без нацизма".

Иск против Альгирдаса Палецкиса и его партии "Социалистический народный фронт" подала правящая партия Литвы Союз Отечества — Христианские демократы.

Эти законы, считают правозащитники, были приняты с целью не допустить разглашения всей правды о расстреле мирных жителей у Вильнюсской телебашни в январе 1991 года. Обвинение Палецкиса строится на двух фразах: "а что случилось 13 января ночью у телебашни?" и "как сейчас выясняется — свои стреляли в своих". Наказание по означенным статьям предусматривает как штраф от нескольких сотен до нескольких тысяч евро, так и заключение сроком от трех месяцев до двух лет.

По словам Палецкиса, "13 января 1991 года у телебашни погибли 14 человек. Это невинные люди, смерть которых не была расследована. Все свалили на коллективную вину Советской Армии. Однако их смерть нужна была тем, кто рвался тогда к власти, чтобы создать образ врага".

"По тем документам, которые есть, видно, что у них была договоренность с Михаилом Горбачевым: армии было дано задание взять телебашню, откуда транслировали открытую русофобскую пропаганду. Когда военные подъехали на танках к толпе, началась давка. Но по заключению судмедэкспертизы, часть людей была убита выстрелами из мелкокалиберной винтовки, охотничьих ружей с крыш домов. Есть люди, которые видели это своими глазами. Многие из тех, кто шел тогда напролом к власти, сегодня еще у руля и очень боятся, что правда станет известна", — сказал он в интервью газете "Известия".

"Адвокаты пожимают плечами. Дело в том, что это первый случай применения закона "Об отрицании агрессии СССР против Литвы в 1991 году"… Говорят, что это абсурд. И не только из-за того, что речь идет об очень противоречивых событиях, следствие по которым так и не было проведено. Все будет зависеть от того, будет ли давление на суд со стороны консерваторов. Ее члены написали на меня жалобу в прокуратуру и инициировали дело. У них методы грубые.

Если дело дойдет до Страсбургского суда, победа там обеспечена. По всем конвенциям прав человека и свободы слова мои заявления не имели последствий ни для отдельных людей, ни для общества. Я сказал то, что многие говорят на кухне, но боятся произнести публично", — заявил он.

"Мне вменяется в вину, что я якобы под прикрытием антифашизма борюсь с литовской государственностью. В виде доказательств — мои высказывания насчет свастики, лесных братьев, среди которых много было нацистских коллаборационистов. По этому поводу против меня пытались возбудить отдельное дело, но инициатива провалилась — я не назвал никого конкретно. И еще высказывания об оккупации 1940 года.

Но дело в том, что присоединение Литвы к СССР произошло без признаков оккупации, без единого выстрела, а народ встретил эти перемены позитивно. Как и нынешняя власть, тогдашний режим был коррумпированным. Я говорил о том, что если бы не Сталин, то Гитлер занял бы Литву", — полагает Палецкис.

Как считает Валерий Энгель, заместитель председателя движения "Мир без нацизма", "реакция литовских властей на слова Палецкиса, которые уже были до этого озвучены официальными лицами, но которые расходятся с сегодняшним толкованием событий 1991 года, вызвала неподдельный интерес в США".

"Клуб заранее обратился к прокурору с просьбой отпустить Палецкиса на несколько дней до суда. У него уже было и разрешение на выезд от американского посольства. Все были уверены, что, учитывая отношения между Литвой и США, его отпустят. К величайшему удивлению, судья отказал. Это вызвало шок в Национальном пресс-клубе и повысило интерес к проблеме", — заметил Энгель.

Как сообщал DELFI, Литва надеется, что Россия выплатит компенсацию за кровавые события 13 января 1991 года. Такое заявление сделал в январе этого года министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !