Foto: DELFI
Специальный корреспондент DELFI Атис Климович продолжает передавать свои репортажи из Ливии. На этот раз его собеседником стал предприниматель Фахми из города Бенгази.

В Бенгази находится резиденция полковника Каддафи, который правит Ливией на протяжении 42 лет. Во время боев здание комплекса было серьезно пострадало от огня, и теперь больше похоже на музей истории, куда ежедневно приходят местные жители. Есть возможность войти и в два больших подземелья, где сидели несколько десятков заключенных. В феврале, после трехдневных боев, повстанцам удалось выбить армию Каддафи из Бенгази, с тех пор город в руках революционеров. Несмотря на то, что у повстанцев нет особых военных навыков, возможность перемирия со сторонниками Каддафи они по-прежнему категорически отрицают.

Такие настроения можно было ожидать. Схожие разговоры были и среди египтян, которые после жестких столкновений с правительственными войсками не оставили своему бывшему президенту Хосни Мубараку иного выбора, кроме как уйти в отставку. Вполне возможно, тоже самое произойдет и в Сирии, где нынешний режим также выбрал применение силы против оппозиции.

Жизнь в Бенгази для многих горожан из-за войны значительно изменилась. Некоторые остались без работы, но никто не жалуется на это. Труднее всего приходится бедным ливийцам, однако и они не чувствуют себя забытыми — им помогают те, кто побогаче. Одним из таких является владелец ювелирного магазина Фахми. Он много путешествовал, десять лет жил в США. Просторный дом, скрытый от посторонних глаз высокой каменной стеной, во время войны стал для семьи убежищем. Вместе с четырьмя детьми и женой он две ночи провел в подвале.


"14 февраля все началось с мирной демонстрации. Каддафи заявил тогда, что все будем обсуждать вместе и обещал разрешить высказываться людям. Но этого не произошло, в ход было пущено оружие, в ответ полетели камни. Больше не было выбора: или борьба, или смерть. Учителя, рабочие, торговцы создали армию. Но у них не было никаких навыков применения оружия. Использовали самодельные бомбы. Сам я не воюю, потому что не солдат. Помогаю бедным, кто-то же должен это делать. Это не будет гражданской войной, здесь не воюет город против города. Вся страна воюет против одного — против семьи Каддафи", — рассказал владелец магазина корреспонденту DELFI.

За последние 7-10 лет в Бенгази, по словам Фахми, почти ничего не изменилось. Государство просто не вкладывало деньги в его развитие. И это заметно: город, очевидно, может выглядеть и симпатичнее, и комфортнее для проживания. Семь-восемь месяцев назад власти страны заявили, что все, кто не имеют автомобиль или квартиру, могут пойти в банк и взять кредит. Обещали содействие малому и среднему бизнесу. "Но было поздно. Неприязнь к Каддафи здесь связана с тем, что он ничего не сделал для людей. Почему миллиарды долларов можно тратить только в узком кругу людей? И сорить деньгами — заплатить миллион долларов певцам за 14-минутное исполнение!" — восклицает Фахми.

Фахми, подобно другим, тоже хочет построить совсем другую Ливию. С новым правительством и законами: "Нам нужно изменить образ Ливии. Но мы не террористы. Ливия должна стать нормальной, открытой страной. Надежды на перемены ведь есть не только здесь, но и в других арабских странах. И одна страна следует за другой, это новая арабская мода. Кто мог предвидеть, что в Сирии возможные протесты".

Революционные настроения в Бенгази, конечно, это чувство определенной эйфории от вновь обретенной свободы. Но это не означает, что все одинаково представляют свое будущее. "У нас будет свободная страна, надо будет много и тяжело работать. Но ничего в жизни не бывает легко, и для свободы требуется много работать. Надо иметь в виду, что свобода без нормальной экономики тоже не свобода", — заключил владелец ювелирного магазина.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!