В ходе летных испытаний была экспериментально доказана версия о том, что Як-42 и 45 человек, находившихся на его борту, погубили не технические неисправности и не проблемы с качеством топлива, а именно тормозящий момент на его колесах. Создан он был опять же не отказавшей техникой, а управляющим пилотом, который зачем-то поставил ноги на педали при взлете.
Во время летного эксперимента, прошедшего 18 октября в подмосковном Жуковском, летчик-испытатель пытался воспроизвести условия взлета разбившегося самолета. Повторяя действия одного из пилотов Як-42, испытатель тормозил во время разгона.
На этот раз в отличие от предыдущих пяти испытательных полетов к штурвальной колонке самолета был присоединен специальный прибор — динамометр, измеряющий усилия рук пилота. Как следовало из данных бортового самописца разбившегося самолета, его руль высоты еще во время разгона был отклонен сначала до 10 градусов, а затем, перед отрывом от земли, и до 13 градусов.
Как сообщили испытатели, когда они попытались воспроизвести это отклонение, от них потребовались, согласно показаниям динамометра, уже усилия рук в десятки килограммов. Обеспечить его, не упираясь ногами в педали тормозов, испытатели, по их словам, уже не смогли.
Удержать же руль высоты в положении 13 градусов пилоту удалось в течение нескольких секунд. Для того чтобы обеспечить требуемое усилие в 64 кг, испытателю пришлось что есть мочи давить на тормоза.
После этого, разогнавшись и установив руль высоты в штатное положение пять градусов, испытатели просто убрали руки и ноги с органов управления машины, и Як-42 уверенно поднялся в воздух. То есть, если бы пилот Як-42, разогнав его, просто устранился от управления, взлет самолета прошел бы успешно.
Результаты прошедших испытаний лягут в основу доклада о причинах катастрофы. Ранее ошибка пилота фигурировала в качестве одной из вероятных версий гибели Як-42. В частности, во время взлета между командиром и вторым пилотом возникло недопонимание: один из них тормозил, а другой поставил двигатель на взлетный режим.
Крушение Як-42 с хоккеистами "Локомотива" разбился 7 сентября в ярославском аэропорту "Туношна". На борту находились 45 человек — 37 спортсменов и восемь членов экипажа. Выжил только бортинженер Александр Сизов.