В России семьи жертв путча августа 1991 года — Дмитрия Комаря, Владимира Усова и Ильи Кричевского — ежемесячно будут получать материальную дотацию в размере 3 тысяч рублей. Указ об этом подписал президент РФ Владимир Путин 12 июля.
Первые выплаты родственники погибших получат за май. В перспективе размер обеспечения будет индексироваться также, как социальные пенсии, передает Вести.ru со ссылкой на "Интерфакс".
Комарь, Усов и Кричевский погибли в ночь с 20 на 21 августа 1991 года в московском тоннеле на пересечении Садового кольца и Калининского проспекта, пытаясь остановить движение БТР. Тремя днями позже президент СССР Михаил Горбачев присвоил всем троим посмертное звание Героя Советского Союза.
19 августа 1991 года в шесть часов утра было объявлено о том, что всю власть в Советском Союзе берет самопровозглашенный Госкомитет по чрезвычайному положению. Его возглавил вице-президент СССР Геннадий Янаев. В состав ГКЧП вошли восемь человек, включая членов союзного правительства, руководителей армии и КГБ.
Президента СССР Михаила Горбачева блокировали в резиденции в Крыму. В ряде районов страны было введено чрезвычайное положение. В Москву вошли войска. В то же день к гражданам страны обратился президент РСФСР Борис Ельцин. Он назвал действия ГКЧП государственным переворотом.
Тысячи человек собрались в Москве возле Белого дома, который стал центром сопротивления. В ночь на 21 августа в тоннеле на Садовом кольце произошло столкновение сторонников правительства РСФСР с военными на бронетехнике. Погибли три человека.
22 августа члены ГКЧП были арестованы. В последующие несколько месяцев большинство советских республик объявили о провозглашении независимости, а 26 декабря окончательно прекратил существование СССР. Это произошло после того, как главы России, Украины и Беларуси подписали договор о создании Содружества Независимых Государств.
Августовский путч 1991 года Горбачев считает реакцией "противников перестройки" на "поражение", которое заключалось в том, что на 20 августа было назначено подписание нового союзного договора.
Свое решение именно в это время отправиться в отпуск политик объяснял так: "нужно быть идиотом, чтобы в такой момент пойти ва-банк — ведь сметет их самих. Но, к сожалению, это и правда были идиоты, они все испортили. А мы — "полуидиоты", в том числе и я. За все эти годы я был измотан, устал до предела. Но мне не нужно было уезжать в отпуск. Это ошибка".
Горбачев считает, что в декабре 1991-го "Ельцин и компания действовали, по сути дела, вопреки Конституции", но силовые действия могли бы привести к гражданской войне: "страна оказалась в состоянии шока", никто не понимал, что это за "Содружество Независимых Государств", к тому же "все выглядело безобидно… Только потом люди увидели: большой страны не стало".
Горбачев, по его словам, жалеет, что ему не удалось избежать кровопролития, "вовремя решить вопросы с партией" и правильно оценить стремление национальных республик к самостоятельности.