Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле впервые прокомментировал судебный процесс по делу скандальной российской панк-группы Pussy Riot, устроившей панк-молебен "Богородица, Путина прогони" на алтаре храма Христа Спасителя. Вестервелле в интервью газете Rheinische Post призвал Россию уважать свободу творчества.
"Свобода искусства — неотъемлемое завоевание свободы, и такая сильная страна, как Россия, должна быть в состоянии выдержать его", — сказал Вестервелле, добавив, что очень внимательно следит за процессом по делу Pussy Riot и рад, что деятели искусства во всем мире выражают солидарность с этой группой.
Если квалификацию действий участниц Pussy Riot в России и в Германии можно — с натяжкой — назвать схожей, то реакция на нее по немецкому законодательству последовала бы совершенно иная.
"Если бы Pussy Riot устроили такую же акцию в Германии, здесь ее тоже рассматривали бы как правонарушение", — заявил боннский адвокат Гордон Ланд. В панк-молебне, по словам Ланда, можно увидеть признаки действий, которые подпадают под ст. 167 Уголовного кодекса Германии. В ней сказано, что тот, кто намеренно нарушает защищенное Основным законом Германии право на свободу вероисповедания, может быть наказан вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
"В статье 167 есть два подпункта: об ответственности тех, кто намеренно мешает отправлению религиозных обрядов или празднований, а также тех, кто в храме совершает действия, которые можно назвать оскорбляющими чувства верующих", — добавил мюнхенский юрист Вольфганг Кройцер. По мнению обоих правоведов, акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя скорее подпадает именно под действие второго подпункта ст. 167.
"В ФРГ после такой акции мерой пресечения для девушек ни при каких обстоятельствах не оказалось бы содержание под стражей, тем более на такой продолжительный срок", — подчеркивает Гордон Ланд.
Скорее всего, дело прекратили бы еще до суда, уверены оба юриста. "Насколько я знаю, они устроили свою акцию не во время службы", — заметил Кройцер. Это, по его словам, послужило бы смягчающим обстоятельством.
"Классическое решение подобного случая в Германии — наложение штрафа или отправка правонарушителей на принудительные работы, если, конечно, они не рецидивисты", — отметил Гордон Ланд. Размер штрафа при этом зависит от уровня доходов правонарушителей, но минимально составляет около 100 евро.
"Правда, если представить, что в Германии Pussy Riot тоже пришли бы в самый важный для католиков храм, например в Кельнский собор, и этому случаю СМИ уделили бы такое же, как сейчас в России, внимание, то судебного процесса им было бы не избежать. Однако все равно дело закончилось бы самое большее денежным штрафом", — полагает Ланд.