20 декабря президент России Владимир Путин проводит ежегодную большую пресс-конференцию, к которой он вернулся после четырехлетнего перерыва. В таком формате это уже восьмое для него мероприятие, но впервые оно проходит не в Кремле, а в московском Центре международной торговли. На нынешнюю пресс-конференцию были аккредитованы 1040 российских и 186 зарубежных репортеров.
Первая за 4 года пресс-конференция президента Путина продолжалась 4 часа 30 минут. В 2007 году пресс-конференция затягивалась до рекордных 4 часов 40 минут, тогда как начинал Путин в 2001 году с полутора часов.
На этой пресс-конференции, начав с привычной для себя экономической темы, Путин стал сыпать цифрами, но затем вынужден был переключиться на иные темы — ему задали вопросы о запрете на усыновление российских детей гражданами США, а также об отставках правительства.
Путин прокомментировал принятый Госдумой "закон Димы Яковлева", который запрещает американцам усыновлять российских детей. Путин не стал критиковать поправки, заявив, что реакция на "список Магнитского" адекватна. Он сослался на общественное мнение, согласно которому, большинство россиян отрицательно относятся к иностранным приемным родителям.
"Они (США) один антисоветский закон заменили другим, не могут никак без этого обойтись. Они все пытаются остаться в прошлом, это само по себе отравляет наши отношение", — заявил Путин.
"Дело не в конкретных людях: там и трагедии случаются, но подавляющее большинство ведут себя адекватно. Реакция депутатов Госдумы не на эту деятельность, а на позицию американских властей. Когда преступления в отношении детей совершаются американская Фемида не реагирует.
Российских представителей фактически не допускают в качестве наблюдателей на эти процессы. На практике получилась, что эта сфера деятельности отнесена законодательством на уровень штатов. Это дело федеральных властей, а не штатов. Дурочку включили просто и все. И зачем такое соглашение?", — сказал президент.
"О чем пекутся наши партнеры в Штатах? О правах людей в наших тюрьмах… Хорошее дело … Но у них там самих полно проблем: Абу Грейв, известная всему миру, Гуантанамо, где людей годами держат без предъявления обвинений. Там люди в кандалах ходят, как в средневековье. Развернули пытки внутри страны. Вы представляете если бы такое у нас устроили? Нас бы с потрохами съели!", — добавил Путин.
Президент сказал, что в целом доволен работой правительства и премьер-министра Дмитрия Медведева. "Не надо забывать, что действующий премьер в течении четырех лет сам работал президентом. Я по себе знаю, насколько эта работа трудна. Это у печки надо стоять, в забое, как горняки. Прямая ответственность за принимаемые решения", — прокомментировал Путин работу Медведева.
Также Путин пояснил, почему за время семи месяцев его работы на посту президента ряд министров были уволены и получили выговоры, чего не случалось раньше.
"Ситуация в стране изменилась, нам нужно решать застарелые, но важные проблемы, в первую очередь в социальной сфере. Нужно чтобы правительство понимало, что между тем, что было заявлено стране в качестве очередных и среднесрочных целей и между тем, что делают, не должно быть разницы", — подчеркнул он.
Путин заявил, что не может назвать свое правление авторитарным, отметив его "стабильность". "У нас почему-то складывается впечатление, что демократия — это троцкизм или анархия. Я считаю, что порядок и дисциплина не противоречат демократическим формам правления", — подытожил он.
"Рано или поздно я, разумеется, оставлю этот пост, и мне небезразлично, кто будет возглавлять страну. Но ведь не я доверяю страну, граждане доверяют страну в ходе голосования", — сказал президент.
Он заявил, что не совершал каких-либо крупных ошибок за время своего правления. "Наверное ошибки были. Но говорить о том, что они были какими-то системными, сказать о том что я, оглядываясь назад, хотел что-то исправить… Если бы такое было, я бы сейчас сказал", — заявил Путин.
"Да, мы что-то пропускали…Некоторые меры не работали…Например, система госгарантий не сработала, как мы рассчитывали…Но есть другие инструменты, которые сработали эффективно. И мы вышли из кризиса раньше, чем другие страны", — добавил он.
По его словам, сейчас ситуация в России обстоит лучше, чем в еврозоне и "даже в США". "Я не вижу крупных системных ошибок, которые я хотел бы развернуть назад и как-то исправить", — подчеркнул президент.
Путин в очередной раз подчеркнул, что дело экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского не является политическим. "Он что, был депутатом, возглавлял какую-то партию? Да ничего подобного, он был экономическим деятелем, это чисто экономическое преступление", — ответил он корреспонденту Reuters.
"Не надо политизировать эти вопросы. Михаил Борисович выйдет на свободу, дай бог ему здоровья… Что касается моего тезиса о том, что вор должен сидеть в тюрьме: а что, кто-то против? Он по улице гулять должен?", — задал Путин встречный вопрос.
Президент отметил, что, по его мнению, либеральное сообщество не может определиться, должны ли обвиняемые в экономических преступлениях находиться в тюрьме.