История началась в 1984 году, когда двум предполагаемым разведчикам выдали в Австрии новые паспорта. В графе "место рождения" оба указали страны Латинской Америки. В 1988 году Андреас через Мексику отправился в Германию. Спустя два года за ним, по данным обвинения, последовала Хайдрун, в девичестве якобы носившая фамилию Фрейд. В 1990 году в Австрии они заключили брак.
Затем на протяжении 20 лет предполагаемые советские, а потом — российские нелегалы занимаются деятельностью, профессионализм которой, как принято считать, определяется не в последнюю очередь тем, хорошо ли разведчик прижился и стал как все. После того как СССР рухнул, Аншлаги продолжали работать, теперь уже, как считает обвинение, на Службу внешней разведки (СВР) России.
За время пребывания в Германии они успели сменить четыре места жительства. Из Ахена семья переехала сначала в Ландау, что рядом с американской базой Рамштайн, затем — в Михельбах под Марбургом. Андреас много ездил в командировки по всему миру и работал в автомобилестроении.
Промышленный шпионаж — не самое главное в работе российских шпионов, пришли к выводу следователи. Нелегалы охотились прежде всего за информацией о стратегиях ЕС и НАТО. С этой целью в середине 2000-х Аншлагам, как утверждает следствие, удается подкупить дипломата из Нидерландов, заядлого игрока в казино и человека с неустойчивым характером. Он передал россиянам сотни секретных документов.
После того как отношения между НАТО и Россией ухудшились, Аншлаги стали работать активнее. Андреас вступил сразу в несколько организаций, изучающих деятельность Североатлантического альянса, например, в Немецкое атлантическое общество.
На встречах он, как утверждают следователи, неоднократно пытался завербовать действующих и отставных высокопоставленных сотрудников немецкой разведки и генералов бундесвера. Помимо обычной зарплаты Андреаса, семья Аншлагов получала деньги и от российской СВР — по данным обвинения, ежегодно около 100 тысяч евро, не облагаемых налогами.
Утром 18 октября 2011 года в дом Аншлагов в Михельбахе ворвались сотрудники германских спецслужб, которые несколько месяцев вели наблюдение за хозяевами дома. Там следователи задержали Хайдрун. Андреаса Аншлага в тот же день арестовали в 75 километрах от Штутгарта, в Балингене, где он работал и снимал квартиру.
Единственная дочь Аншлагов продолжает жить и учиться в Германии. По словам соседей, она утверждала, что не знала о тайной стороне жизни родителей. Взять у девушки комментарий не удалось.
Доказательства, собранные следователями, столь обширны, что даже адвокат обвиняемых Хорст-Дитер Печке не стал отрицать, что Аншлаг — это вымышленная фамилия обвиняемых. Самого Печке называют "адвокатом шпионов" за богатейший опыт в защите агентов КГБ и восточногерманской "штази". Он представлял в суде интересы знаменитого агента "штази" Гюнтера Гийома, который занимал должность личного референта канцлера ФРГ Вилли Брандта. Требование прокуратуры приговорить 54-летнего Андреаса и 48-летнюю Хайдрун к 10 годам лишения свободы Печке расценил как чрезмерное.
Если суд согласится с доводами адвоката, то супругам, которые уже провели за решеткой почти полтора года во время следствия, грозит не более пяти лет лишения свободы. Хотя полностью отбывать наказание им, возможно, не придется и после приговора. Каким бы он ни был, Аншлагов вскоре обменяют, полагают наблюдатели.
Официальных комментариев российской стороны в связи с предстоящим процессом пока не последовало.