Что бы вы ни подумали, название страны — Родезия — придет вам в голову в последнюю очередь. Впрочем, наверное, стоит уточнить, что сейчас это государство называется несколько иначе и вызывает совершенно другие ассоциации.
Зимбабве… Настоящий африканский рай, в котором почти нет места пустыне и малопригодным для жизни горам. Место, где расположена африканская жемчужина — водопад Виктория, привлекающий немало туристов. Место, климат которого идеален для развития сельского хозяйства: несколько урожаев в год — это данность, а не удачное стечение обстоятельств.
Но красивая сказка Родезии вот уже много лет лежит в руинах, а весь остальной мир воспринимает Зимбабве как место, где царят хаос и нищета, где средняя продолжительность жизни не превышает 40 лет, а СПИДом заражены почти 15% населения.
Краткая справка
Зимбабве (Республика Зимбабве)
Столица — Хараре;
Численность населения — 12,619 млн человек;
Средняя продолжительность жизни — 37 лет (для мужчин) и 34 года (для женщин);
Средний возраст населения — 18,9 лет;
ВВП (номинальный) — 6,9 млрд долларов;
Внешний долг — 202% от ВВП;
Безработица — 95%;
За чертой бедности живет 68% населения страны.
"Золотой век" страны
Для того чтобы понять, как процветающая Родезия превратилась в живущую практически исключительно за счет гуманитарной помощи Зимбабве, придется сделать небольшой экскурс в историю и вспомнить освоение Африки европейскими государствами.
Своим появлением на карте мира Родезия обязана Сесилу Джону Родсу (в честь него она, собственно, и была названа) — премьер-министру Капской колонии в Африке. В 1889 году английская королева Виктория даровала ему грамоту на "исследование и управление" землями, лежащими к северу от реки Лимпопо.
То есть, фактически осваивать новые территории отправились не преступники, каторжники или те, кому нечего было терять в Британии (как это случилось в случае с, например, Австралией), а люди из высшего общества, которые своей главной целью считали служение родине и высоко ценили умение быть стойким в любой ситуации. Отсюда и изначально высокий уровень организации и управления "захваченными" территориями, которые осуществляла специально созданная для этого Родсом "Британская Южно-африканская компания" и специально созданный Законодательный совет. Таким образом, Родезия, не являясь в юридическом смысле Британской колонией, была чем-то вроде франшизы, предоставленной Англией Сесилу Родсу.
На фото (слева направо): столица Зимбабве Хараре в 1987 году, жизнь в зимбабвийской деревне, водопад Виктория и марка, выпещенная в Родезии в 1947 году.
Самоуправляемая территория, входящая в состав Британской империи, делала все возможное для того, чтобы поддерживать у себя мир и порядок. Белые поселенцы, которые регулярно прибывали в страну, очень быстро начинали ощущать себя именно родезийцами, а не подданными империи или гражданами каких-то иных стран. Что, впрочем, не мешало им вставать под ружье, когда это требовалось Британии.
Внутренняя политика страны при этом основывалась на исключительно добрососедских отношениях с местным населением, которое — в основном племенные вожди — принимало активное участие в управлении страной и наведении порядка на ее территории. В качестве примера безопасности в Родезии можно привести тот факт, что с начала XX века и до 1962 года полиция в стране не носила и не применяла никакого оружия.
Да и с экономикой все было более чем в порядке: когда есть работа для всех — а она была, и ее было много — ссориться и выяснять, кто главнее, как-то не с руки. Белые поселенцы создавали огромные фермы, занимавшиеся всем, начиная от выращивания коров и заканчивая производством кукурузы, а местное население активно на них работало.
В итоге Родезия снабжала сельскохозяйственной продукцией не только соседние страны, но и экспортировала ее в Европу, мраморная говядина родезийского производства считалась одной из лучших в мире, а чай и табак отрывали, что называется "с руками". Уровень безработицы при этом был минимален, а приток в страну желающих заработать — стабильно высок.
При этом армия страны была настолько серьезной силой на всем африканском континенте, что с ней не считался только совсем неумный человек. Недаром во время Второй мировой войны именно родезийцы составляли костяк британских войск, боровшихся против Германии на африканском континенте.
Нельзя сказать, что страна была совсем избавлена от признаков расизма, но тот факт, что иммиграция внутри африканского континента шла в основном в Родезию, а не из нее, явно говорит о том, что подавляющему большинству черного населения здесь жилось намного лучше, чем где бы то ни было еще. Впрочем, всему в этом мире приходит конец.
Волшебное превращение Родезии в Зимбабве
Вторая мировая война стала катализатором процессов борьбы на независимость на Черном континенте. При этом стремление Британии предоставить эту самую независимость своим бывшим колониям было чуть ли не сильнее, чем желание африканских стран ее получить. Что получилось в итоге, общеизвестно: африканские государства получили больше, чем смогли проглотить, и по факту независимость обернулась гражданскими войнами, воинствующим трайбализмом, голодом и смутой.
Ситуация в Родезии, с одной стороны, была идентична положению в остальных африканских государствах, но с другой — кардинально от нее отличалась. Здесь, как и на подавляющей части континента, правило белое меньшинство, но оно решило не ждать момента, когда Великобритания заявит о своем желании предоставить стране независимость, а заявило об этом само. В 1965 году правительство во главе с Яном Смитом объявило Родезию независимой, а в 1970 году страна стала республикой.
Это категорически не понравилось мировому сообществу, и против Родезии ввели политические и экономические санкции: был наложен запрет на экспорт асбеста, железной руды, меди, хрома, сахара, табака, чая, зерна, мяса, кожи и шкур животных. Было также введено полное эмбарго на поставку медикаментов и медицинских принадлежностей в Родезию.
Одновременно с этим помощь начали получать Национальное движение ЗАНУ (Зимбабвийский Африканский Национальный Союз) под руководством Роберта Мугабе, а также ЗАПУ (Зимбабвийский Африканский Народный Союз), возглавляемое Джошуа Нкомо. С помощью и при всесторонней поддержки самой Великобритании Мугабе в итоге удалось не только "победить" на выборах 1980-го года, но и ликвидировать — в прямом и переносном смысле — почти всех своих политических противников.
На фото (слева направо): добыча алмазов, обработка земли подручными средствами и купюра, достоинством в 10 миллиардов зимбабвийских долларов.
Впрочем, Мугабе все же объявил, что и черные, и белые являются жителями одной страны — Зимбабве, и их безопасности ничего не угрожает. Зато досталось Нкомо и его соратникам. Мугабе и Нкомо принадлежали к разным племенам, что дало Мугабе повод не только обвинить Нкомо в подготовке к перевороту в стране, но и с чистой совестью начать планомерное вырезание неугодного главе государства населения.
В 1987 году Мугабе изменил конституцию страны, упразднив пост премьер-министра, а себя назначив президентом Зимбабве. Одновременно с этим стремительно начала ухудшаться экономическая обстановка в стране.
Стремительное обесценивание местной национальной валюты привело к тому, что цены в стране росли в среднем каждые 24 часа, а национальный банк не успевал печатать новые деньги. Несколько раз в стране проводилась деноминация, заключавшаяся в основном в вычеркивании множества нулей. Так, например, в начале 2008 года правительство Зимбабве ввело в обращение банкноту достоинством 50 млн. зимбабвийских долларов. На момент своего выхода эта купюра стоила не больше одного доллара США. Впрочем, это не остановило Зимбабве от введения в обращение очередных банкнот, достоинством сначала в 100 млрд долларов, а потом и в 200 млрд. Поскольку это никак не помогало хотя бы стабилизировать ситуацию в стране, было принято решение полностью изъять национальную валюту из обращения и сейчас на территории страны повсеместно используются либо американские доллары, либо южно-африканские ранды.
Однако самая тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве. Под видом земельной реформы Мугабе занялся перераспределением земель, принадлежавших белым поселенцам. Многие из них были убиты или серьезно напуганы и, бросив все, поспешили покинуть страну. В итоге общий объем сельскохозяйственной продукции страны, выращиваемой в основном на принадлежащих "белым" землях, к 2007 году сократился на 51%.
"Справедливо" перераспределенные между черным населением земли пришли в запустение — никто не хотел на них работать, вкалывая с утра до ночи — а то, что осталось в руках белого населения, регулярно подвергалось незаконным захватам и страдало от отсутствия рабочей силы. В стране начался голод, и Зимбабве, кормившее когда-то не только себя, но и множество соседних государств, превратилось в страну, где 14% детей в возрасте до 15 лет страдают от регулярного недоедания.
Еще одна отрасль, обеспечивавшая государству стабильный источник дохода — туризм — практически прекратила свое существование. Водопад Виктория, бывший самым известным аттракционом страны, теперь практически не посещается со стороны Зимбабве, большинство туристов предпочитают приезжать туда с территории Замбии.
Что же касается добычи алмазов, которая началась в стране после 1996 года, то львиная доля доходов этого сектора экономики оседает в карманах Мугабе и его окружения, никак не влияя на ситуацию в стране в целом.
То ли еще будет?
Несмотря на то, что в последние пару лет экономика Зимбабве переживает небольшой рост — ВВП растет в среднем на 5% в год уже с 2009 года — все это на самом деле не является показателем реального улучшения ситуации в стране. В основном рост был обусловлен высокими ценами на минералы и некоторым улучшением состояния сельского хозяйства в стране.
В 2009 году по территории Зимбабве прокатилась эпидемия холеры — сама крупная в Африке за последние почти 20 лет. Все "прелести" болезни почувствовали на себе почти 90 тысяч человек, и около четырех тысяч из них не выжили.
В начале же 2013 года министр финансов Зимбабве объявил о том, что после выплаты всех зарплат чиновникам в государственной казне осталось 217 долларов, которых ну никак не хватит на проведение президентских выборов в стране в нынешнем году. Президента в Зимбабве будут выбирать в июле, а на его пост, как и в 2008 году будут претендовать нынешний президент страны Роберт Мугабе (он правит страной вот уже 25 лет) и нынешний премьер-министр Морган Цвангираи (на фото ниже).
На фото (слева направо): жизнь в Зимбабве, выступления против Роберта Мугабе, сам Роберт Мугабе и нынешний премьер-министр страны Морган Цвангираи.
Предыдущие выборы и соперничество между этими двумя кандидатами в итоге вылились в затяжной политический кризис в стране и закончились бы очень плачевно для Моргана Цвангирая, если бы не вмешательство президента ЮАР. Последнее и освободило нынешнего премьер-министра страны из-под стражи, куда он был взят с ведома и по распоряжению Роберта Мугабе.
Одним словом, не смотря на свой уже преклонный возраст — Мугабе 88 лет — он не собирается сдаваться и сделает все возможное для того, чтобы править страной до своей смерти. А пока у власти стоит тот, кто довел страну до того жалкого состояния, в котором она находится последние десятилетия, надеяться Зимбабве не на что.